Геннадий Васильев уверен, что имеет право на половину стоимости концерна «Энерго».
Фото PhotoXPress.ru
Москва и Киев никак не могут найти взаимоприемлемые подходы в энергетическом аспекте отношений. Россия прибегает к прямому давлению, Украина в ответ взывает к Евросоюзу. Президент Виктор Янукович заговаривает в Литве о более объективной цене на газ и недобрым словом поминает Юлию Тимошенко, которую «пророссийская» Партия регионов уже держит едва ли не за агента Москвы. Конфликт в тупике. Выход из него украинские власти, судя по всему, видят в своего рода «партизанской» энергетической войне.
Российский газово-угольно-нефтяной монолит развивается и расширяется через Таможенный союз и Евразийское экономическое пространство. Не всем это по душе. Поэтому находятся силы, пытающиеся ударить по наиболее уязвимым точкам. Приоритетным направлением удара, судя по всему, избран Кузбасс. Перспектива – угольный коллапс, который заставит Россию стать сговорчивее при переговорах с Украиной. Такие действия, инициированные из Киева, зачастую трудно своевременно зафиксировать. Они становятся заметны, когда ЧП уже происходит. Как сейчас в Кузбассе. В этом и проблема.
Битва за «Заречную»
В последнее время центром «невидимой энергобрани» стала шахта «Заречная» на Кузбассе. Предприятие входит в одноименную угольную компанию – составную часть холдинга, принадлежащего предпринимателю Виктору Нусенкису.
Теперь здесь объявились новые «хозяева» – две фирмы с кипрской и голландской регистрацией вдруг предъявили некие права на активы предприятия. Координирует их действия, по данным СМИ, кемеровская юридическая фирма «Регионсервис». В местных СМИ заговорили о рейдерской атаке.
«Значимым персонажем группы рейдеров (по версии адвокатов Нусенкиса), – сообщает агентство «Росбалт» (09.02.13), – является Геннадий Васильев, выполнявший роль лица, защищавшего интересы группы перед государственными органами». Речь идет о Геннадии Васильеве – бывшем генеральном прокуроре Украины и бывшем же заместителе главы администрации президента Виктора Януковича. Геннадий Васильев малоизвестен в российской угольной отрасли. Зато широко известен на Украине, особенно в Донецком регионе.
Васильев побывал на разных ответственных должностях команды Януковича. Их отношения складывались зигзагообразно. Но сейчас проверенный временем Васильев явно выведен из резерва. Дело не в том, что формально он является лишь рядовым депутатом в Верховной Раде Украины. Схватка за «Заречную» – первый показательный бой между Украиной и Россией в стратегически важном и взрывоопасном для Москвы Кузбассе, которым уже полтора десятка лет бессменно руководит губернатор Аман Тулеев и где, судя по взятому федеральным Центром курсу на обновление губернаторского корпуса, через пару лет будет новый глава региона.
Активы под арестом
В конце мая 2011 года биржевые торговцы узнали о замораживании украинских активов угольного магната Виктора Нусенкиса – украинская Госкомиссия по ценным бумагам (ГКЦБФР) установила 12-месячный запрет на проведение сделок с ценными бумагами 12 предприятий, связанных с группой «Донецксталь» (бывший концерн «Энерго». – «НГ»). Решение фондовых регуляторов произвело эффект разорвавшейся бомбы. Капитализация публичных компаний «Донецкстали» за день упала почти на 200 млн. долл. Кредиторы пытались выяснить, кто «рейдит» Нусенкиса и как теперь будут обслуживаться долги. СМИ заговорили о новом витке передела собственности, гадали, чье же заявление послужило основанием для действий ГКЦБФР.
В числе возможных кандидатов на эту роль назывался и бывший генеральный прокурор Украины Геннадий Васильев. Но казалось маловероятным, чтобы в руках бывшего высокопоставленного государственного чиновника, получающего доходы из госбюджета, мог сосредоточиться пакет акций столь крупной хозяйственной структуры.
И все же именно народный депутат Украинской Рады Васильев написал заявление своему коллеге по фракции Партии регионов Дмитрию Шпенову с просьбой принять меры по защите инвесторов в ценные бумаги. «Я, Геннадий Андреевич Васильев, вместе с женой Ларисой Александровной Васильевой являюсь бенефициарным собственником 50% концерна «Энерго», – писал, по данным «Forbes Украина» (см. номер от 01.08.11), бывший прокурор, практически всю жизнь находившийся на госслужбе в Украине. Шпенов же, как пишет интернет-издание Moscow Post (см. номер от 08.02.13), направил в ГКЦБФР депутатский запрос, к которому приложил заявление Васильева, и уже на следующий день все члены госкомиссии проголосовали за замораживание украинских активов Нусенкиса.
Как утверждают представители Виктора Нусенкиса, «используя свои связи в правоохранительных органах и путем давления на донецкую прокуратуру, Васильев инициировал массовые проверки предприятий группы (компаний «Донецкстали». – «НГ») с требованием выемки документов и допроса сотрудников. Только за май 2011 года на предприятия группы поступило 19 постановлений и требований о проведении обысков, выемки документов, проверок, вызове 532 сотрудников для дачи показаний и т.д. При этом особенно прокурорских работников интересовали учредительные документы» («Росбалт» от 09.02.13).
«Васильев Г.А., – говорится в пояснительных записках, представленных представителями Нусенкиса в суд в Никосии, которые цитирует «Росбалт», – лично посетил ряд крупных банков и дезинформировал их. В результате чего группе было отказано в предоставлении кредитов по нескольким проектам, задержка в финансировании которых привела к потере более 265 млн. долл.». Впрочем, когда дело было рассмотрено по существу, «замораживание» активов отменили. Это по крайней мере на время сняло проблему в Украине, но не изменило существа дела, так как Геннадий Васильев всерьез претендует на половину бизнеса Нусенкиса и останавливаться в своих начинаниях не планирует.
Промышляй и властвуй
Если 50% владения активами Виктора Нусенкиса бывшим генпрокурором Украины – не миф, то как же бывшему генеральному прокурору Украины удалось столько заработать?
«Виктор Нусенкис, – пишет «Росбалт», – так рассказывает об истории своего знакомства и характере своих взаимоотношений с Геннадием Васильевым: «Моя первая встреча с Геннадием Васильевым состоялась осенью 1993 года, когда Васильев был прокурором Донецкой области. Встреча состоялась по инициативе Васильева. На первой же встрече Геннадий Васильев потребовал передать ему часть моего бизнеса в обмен на профилактику проблем с криминалитетом и государственными органами. Я, естественно, отверг это предложение и заявил в ответ, что мой бизнес полностью легален, да и вопросы внутренней и внешней безопасности мной и моим менеджментом уже полностью решены».
«Отказав в части «деления бизнеса», – продолжает Нусенкис в интервью «Росбалту», – я все-таки согласился оказать помощь Васильеву в реализации его социально-благотворительных программ и в проведении избирательных кампаний. Обещал помочь по возможности в создании и развитии им собственного бизнеса».
Собственно, сразу после этого заманчивого коммерческого предложения мультимиллионер Нусенкис, надо полагать, мог писать заявление о вымогательстве. Если, конечно, это соответствовало действительности. Вопрос только – куда? Ведь Васильев был главным прокурором Донецка и области, а значит, контролировал все правоохранительные органы региона.
Зарево «Заречной войны»
«4 февраля 2013 года кемеровскими правоохранительными органами спровоцирован новый виток рейдерского отъема собственности у Нусенкиса, – пишет интернет-издание «Общая газета» (номер от 08.02.13). – Следователь Рудничного межрайонного следственного отдела Матвеева возбудила уголовное дело по статье 201 УК РФ. Основание – якобы совершенные менеджментом угольного предприятия «противоправные действия» в отношении фирм «СалесиИнвестментс» и «ИндтекФинанс». Тех самых, что, не внеся ни копейки оплаты, объявили себя акционерами «Заречной». Первыми отреагировали на опасность сами шахтеры. Их профсоюзные лидеры официально обратились к председателю СК, генпрокурору РФ и главе Высшего арбитражного суда с призывом остановить рейдеров. В видавшем виды Кузбассе назревает новый социальный взрыв. Направляемый с помощью кипрских и кемеровских судов и следственных органов».
Лидеры профсоюза «Заречной» официально обратились к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину, генпрокурору Юрию Чайке и главе Высшего арбитражного суда России Антону Иванову. В своем открытом письме, как пишет «РБК daily» (11.02.13), шахтеры призвали высокие инстанции остановить рейдерский натиск, грозящий обрушить кузбасскую угледобычу. Нужен ли властям России угольный коллапс, к коему с высокой вероятностью приведет перехват собственности Нусенкиса с последующей перепродажей предприятий?
Итак, украинско-российские энергетические войны переходят из межгосударственного формата на уровень, скажем так, подспудного рейдерства. Это новый виток, который грозит перерасти в коллапс стратегической отрасли. История с той же «Заречной» может стать опасным прецедентом.
Кузбасс