В Петербурге снова начались дискуссии по поводу застройки Сенной площади.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Уже в марте Сенную площадь, воспетую Некрасовым и Достоевским, огородят забором – ей предстоит реконструкция, в ходе которой будет восстановлена взорванная в 1961 году Успенская церковь (храм Спаса-на-Сенной). Попечительский совет храма собирался на днях, а завтра проект восстановления будет обсуждаться на заседании Совета по культурному наследию при городском Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Котлован на Сенной начнут рыть в октябре, а строить храм – в 2014 году. Но уже сейчас стройка вызывает дискуссию.
Сенная площадь в прошлых веках (как и сейчас) была оживленным местом торговли. Успенская церковь, построенная здесь в середине XVIII века, неоднократно перестраивалась, в 1923 году обрела статус собора, а через 40 лет была взорвана, чтобы освободить место для станции метро «Площадь мира» (ныне «Сенная площадь»). Уже в 1990-е годы тут же построили станцию «Садовая» (с пересадкой на «Сенную»), а в нулевые – станцию «Спасская» (у которой нет пока наземного выхода) – так возникла первая в городе тройная станция.
Со стройками и сносами Сенной площади везло: так, в 2003 году к 300-летию Петербурга здесь возвели вызвавшую протест горожан «Башню мира» из стекла и бетона, которую в итоге разобрали. Потом построили торговый центр «Пик», причем строительство тоже не обошлось без протестов. На Сенной снесли десятки ларьков, расставили скамеечки, летом здесь много кафе на свежем воздухе. Но справиться со стихийной уличной торговлей на площади и в ее окрестностях никому пока не удалось.
Будущий храм на Сенной уже обрел церковную общину и приход во главе с отцом Михаилом Малюшиным. В попечительский совет церкви вошли известные люди – директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, кинорежиссер Александр Сокуров. Правда, Сокуров сказал, что он вряд ли готов сидеть в совете рядом с отдельными его членами – имелся в виду известный депутат питерского Заксобрания Виталий Милонов. Сокуров пояснил «НГ» свою позицию: «Я сторонник и один из инициаторов восстановления архитектурных доминант города. И Спаса-на-Сенной, и замечательной Греческой церкви, которые погибли от рук государства. Считаю, что финансировать стройки нужно не только за счет пожертвований. Государство уничтожило – государство должно возродить. Мы бились за идею втроем-вчетвером, а сейчас вокруг появилось много людей, на заседаниях обойдутся без меня, а помогать делу я готов».
В Петербурге с традиционно мощным градозащитным движением еще пару лет назад идею возврата Спаса-на-Сенной поддержал бы весь город. Сейчас как в виртуальной, так и в реальной жизни обнаружилось много недовольных. «Лучше достроить метро», «здесь нужна подземная парковка» (к слову, Смольный еще в прошлом году предлагал на Сенной именно подземную парковку), «снести торговый центр и устроить зеленую зону с Wi-Fi», – спорят пользователи Интернета и общественники.
Остроту дискуссии придает то, что для метро «Спасская» очень долго не могут построить очень нужный станции наземный выход – раньше это объяснялось разными техническими проблемами. В 2012 году Смольным был принят план переустройства площади, причем выход из метро, как вариант, предлагается даже встроить в здание храма.
Преподаватель факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета Дмитрий Дубровский отмечает, что у горожан развилось недоверие к идеям восстановления памятников, поскольку часто вместо исторических объектов появляется помпезный новодел. «Церковь была вписана в архитектурный ансамбль, которого уже нет, – говорит Дубровский. – Да, трагедия, что ее взорвали, но храма уже нет. А в городе и пригородах есть много церквей, которые еще не поздно спасать. Кроме того, есть и боязнь «ползучей реституции» – Русская православная церковь стремится получить все больше земли и зданий, хотя действующие церкви заполнены на 5–7%. И наконец, затратные проекты людей возмущают. Пусть община тратит деньги, если они есть, но без участия бюджета».
Дополнительной проблемой стройки может стать множество коммуникационных систем (метростроя, водоканала и прочих организаций), которые нужно будет переложить, а также географическое положение самой Сенной, на которую выливается поток транспорта с широкого Московского проспекта. Строительные работы на несколько лет еще сильнее затруднят проезд машин и передвижение немалого в этой части города количества пешеходов.
Санкт-Петербург