Комплекс зданий Варшавского вокзала сейчас превратился в непрезентабельные развалины.
Фото РИА Новости
Вчера защитники бывшего Варшавского вокзала потребовали у властей ознакомить общественность с планами застройки этой территории. Судьбой Варшавского озаботилась общественность. Накануне члены объединения «Спаси и сохрани», куда входят молодые анархисты и левые, выдержали осаду в захваченном ими пакгаузе вокзала (их пытались выгнать силами частного охранного предприятия). Вчера же пресс-конференцию в клубе «Зеленая лампа» провели художники-градозащитники. В Сети против уничтожения краснокирпичных строений выступают многие горожане, включая фанатов Достоевского – князь Мышкин в начале романа «Идиот» прибыл в город по Петербургско-Варшавской железной дороге, то есть на Варшавский вокзал.
В прошлом году исполнилось 150 лет первой железной дороге между Россией и европейскими странами. Поезда через Вильно, Гродно, Варшаву, тогда входившие в состав Российской империи, отправлялись в Берлин. Были вагоны до Парижа, а раз в неделю до Ниццы и обратно. В советское время поезд Ленинград–Варшава–Берлин курсировал ежедневно. Варшавский экспресс был отменен после крушения соцлагеря. Внутри Союза отсюда шли поезда на Ригу, Калининград, Львов. В эти города сейчас поезда идут с Витебского вокзала.
Главное здание вокзала решили сохранить, там сейчас торгово-развлекательный центр, а на путях - Музей паровозов и тепловозов. Но вокзал – комплекс зданий, в том числе середины XIX века. Долгое время их судьба не была решена, хотя некоторые считаются охраняемыми постройками. Градозащитники писали письма, приводили в пример опыт европейских городов, где на основе старой промышленной архитектуры организуется современное пространство для отдыха, музейной и концертной деятельности, туризма. Но в прошлом году стало известно: территория уходит под элитный жилой комплекс «Галактика». Погибло редкое старинное деревянное здание. Началась реновация всей площади.
Художник Эдуард Якушин говорит об идеологии происходящего: «Вместо исторической памяти – «Галактика». Что-то вроде черной дыры или инопланетных пришельцев. Оставляют главное здание, Музей паровозов хотят перебросить на Балтийский вокзал. Но строительство очередных «каменных кошельков» задушит атмосферу. Можно по-разному строить, добиваться гармонии старого и нового. Малоэтажная застройка с улочками, зелеными насаждениями, с превращенными в культурные точки старыми постройками – кто бы возражал? А происходит странное. С планов местности таинственно исчезают здания XIX века. А если здесь будут высотки, это чревато еще и новыми пробками – и так там на выездах узкие горлышки».
Сквоттер Кирилл уверен, что письмами и пресс-конференциями проблему не решить. Он заявил «НГ»: «Только акции прямого действия. Здесь можно сделать прекрасные вещи, а им деньги глаза застят. Поэтому мы дежурим в пакгаузе и не хотим уходить».
Елена Мургина, директор по PR компании, занимающейся реновацией и демонтажом вокзала, утверждает: «Мы не архитектурные экстремисты. Не в наших правилах что-то сносить ночью или в выходные. Мы даже сохраняем здание, которое не считается охраняемым, вдобавок к трем, которые признаны памятниками, – понимаем, что горожане ценят свою историю, и дорожим репутацией. Что касается стройки – вопросы не к нам. Действуем в рамках закона».
Выходит, вопросы надо адресовать в очередной раз авторам городского Генплана. Пока же эксперты ВООПИиК (Общества охраны памятников) обещают разобраться до конца зимы с исторической значимостью объектов.
Санкт-Петербург