Проезд в общественном транспорте в Красноярске подорожал всего два месяца назад.
Фото автора
Красноярские перевозчики в очередной раз требуют от властей увеличить стоимость проезда в маршрутках. Между тем последнее серьезное повышение транспортного тарифа на берегах Енисея произошло всего два месяца назад (см. «НГ» от 12.11.12). В середине ноября плата за общественный проезд скакнула сразу с 13 до 16 руб.
Перевозчики ежегодно рассказывают властям и общественности об убыточности своего бизнеса, но обычно эти жалобы приходятся на лето и осень. Январская атака была вызвана заботой сотрудников Госавтоинспекции о безопасности перевозок. ГИБДД Красноярска предлагает установить во всех автобусах видеорегистраторы, причем эти приборы должны фиксировать происходящее не только на проезжей части, но и в салоне маршруток. Связано это предложение с тем, что по вине водителей автобусов в Красноярске ежегодно происходит немало серьезных аварий. По данным ГИБДД города, в прошлом году по вине водителей автобусов зарегистрировано 39 ДТП, в них погиб один человек, 42 красноярца пострадали. Стоимость навороченного видеорегистратора составляет около 40 тыс. руб., и, по словам председателя правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаила Омышева, эти затраты лягут тяжким грузом на плечи бизнесменов.
Недовольство перевозчиков вызывает и новая норма законодательства, которая обязывает с этого года увеличить сумму страхового возмещения для пассажиров до 2 млн. руб. Закон также требует обязательного установления в салонах автобусов тахографов, которые будут контролировать скорость движения автобусов, соблюдение режима труда и отдыха водителей. Еще одним поводом для конфликта стали разбирательства вокруг тарифа проезда по так называемым транспортным картам. Сейчас он составляет 14 руб., но перевозчики полагают, что он должен быть увеличен до 15 руб. В конце декабря перевозчики взбунтовались и пытались даже отказаться возить красноярцев по льготному тарифу, поскольку, по их данным, теряют из-за этой льготы около 500 млн. руб. в год. Однако кризисную ситуацию удалось урегулировать.
По мнению наблюдателей, январские требования перевозчиков не будут услышаны властью. «Перманентная война между чиновниками и владельцами маршруток за величину стоимости проезда в общественном транспорте длится не один год, и нынешняя атака лишь один из ее эпизодов, – отмечает политолог Сергей Комарицын. – Этот бизнес во многом находится в серой зоне, и естественно, что возможная установка видеорегистраторов, которые будут фиксировать реальный пассажиропоток в автобусах, вынуждает нервничать перевозчиков. Ведь они зачастую занижают свою прибыль, не показывая настоящее число пассажиров. Но сегодня ни краевая, ни муниципальная власти не удовлетворят требования бизнесменов, поскольку это вызовет массовое недовольство красноярцев».
Некоторые депутаты горсовета полагают, что власть должна жестко реагировать на давление перевозчиков. «Про наших владельцев частных автобусов можно сказать словами народной пословицы: «Как волка ни корми, он все равно в лес смотрит», – считает депутат горсовета Красноярска Андрей Селезнев. – Пора власти сказать до свидания этим бизнесменам. Для этого необходимо отменить на федеральном уровне ограничение о том, что на рынке общественных перевозок частные собственники должны занимать не менее 50%. Нужно действовать и с другой стороны: обновить и расширить парк автобусов и электрического транспорта муниципальных транспортных предприятий до уровня 100% от потребности».
Красноярск