Мемориальная стела скоро может быть снесена.
Фото Али Деконской
Сегодня отмечается 70-летие прорыва ленинградской блокады. Уже несколько дней идут официальные и неофициальные мероприятия. Презентация Даниилом Граниным нового издания «Блокадной книги» без купюр, историческая реконструкция, встреча поисковиков, возложения венков. Проходит съезд молодежи городов-героев и городов воинской славы. Но накануне годовщины случайная находка петербургского блогера опять подняла больную тему сохранности памятников, связанных с трагической историей обороны Ленинграда.
Блогер-художница пришла фотографировать снос исторических построек бывшего Варшавского вокзала и обнаружила за ангарами супермаркета «Лента» заброшенный мемориал – фигуру солдата, мемориальную стелу с десятками фамилий и словами «1941–1945. Никто не забыт и ничто не забыто. Вечная слава героям. Вместе с Отчизной вы все одержали Победу. Вас сохранили мы в наших сердцах». Выяснилось, что это памятник погибшим в войне сотрудникам Завода подъемно-транспортного оборудования имени Кирова. Здесь вовсю идет расчистка под стройку, памятнику грозит участь быть уничтоженным или вывезенным на свалку.
Это не первая история подобного рода. В 2010 году на территории бывшего «Петрозавода» при расчистке площадки под «Охта-центр» был уничтожен памятник погибшим в войну и блокаду работникам завода. Снесено Митрофаньевское кладбище с воинскими захоронениями, а возведенному вместо них небольшому мемориалу тоже угрожает снос. В плохом состоянии монументы на Блокадном кольце и на Дороге жизни.
Новую находку уже окрестили «Небронзовым солдатом» – по аналогии с эстонским «Бронзовым солдатом», вокруг переноса которого до сих пор кипят страсти.
Тем временем джиперы из «Все – 4х4» – клуба любителей езды по бездорожью – готовят книгу о забытых военных памятниках вокруг города. «До многих братских могил можно добраться лишь пешком или на подготовленных внедорожниках, – говорит руководитель клуба Алексей Сидельников. – Например, в прошлом году мы доехали до памятника под Родофиниково в Тосненском районе, привели его в порядок. Близ Синявинских высот, где шли тяжелейшие бои, таких объектов 30, всего же в области их выявлено около сотни».
Энтузиаст Андрей Колобовников организует лыжные походы к «доту Типанова» у Пулковских высот. Алексей Типанов повторил подвиг Александра Матросова, дот сейчас представляет собой руины. Братская могила на Пулковских высотах также в плохом состоянии, стелы в надписях, спилены металлические детали.
Появилось мнение, что забвение необратимо и стоит вместо десятков небольших мемориалов построить четыре-пять огромных. В частности, так считает известный краевед Баир Иринчеев. А вице-губернатор Василий Кичеджи уже высказывался о планах создания некой структуры, которая централизованно займется блокадными памятными знаками, которые станут единым «комплексом». Но речь идет лишь об «официально признанных» памятниках, а не о забытых, разбросанных среди промзон и погибающих под бульдозерами.
Есть и противоположное мнение. Писатель Михаил Логинов полагает, что военные мемориалы должны быть небольшими, как в европейских странах, где памятные знаки, связанные с двумя мировыми войнами, повсеместны: «Гигантомания здесь особенно неуместна. Танк на постаменте, флотский якорь, даже обычная плита с именами напоминают о прошлом лучше, чем громада из бетона, которую большинство граждан если и видит, то лишь на телеэкране. Инстинкт чиновников понятен: заботиться о двух-трех памятниках проще, чем о 50. Инстинкт общества должен быть естественен – не допустить этой простоты, которая, как всегда, хуже воровства».
Санкт-Петербург