В Челябинской области определились с местами, где граждане могут массово обсуждать общественно значимые вопросы и выражать свое мнение публично. Всего в регионе жители могут митинговать в 198 разрешенных местах. В областном центре в список попали два наиболее популярных у общественников места, оба в самом центре города.
В официальной газете правительства Челябинской области «Южноуральская панорама» опубликован перечень мест «специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений». Предполагается, что на перечисленных площадках граждане смогут «публично выражать общественное мнение по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Тем самым вступило в силу постановление правительства региона от 28 декабря 2011 года, исполняющее новый федеральный закон о порядке проведения публичных мероприятий, вступивший в силу 1 января с.г.
В перечне 198 мест, где которых жители Челябинской области могут организовать массовое мероприятие. В областном центре в список разрешенных попали два места. Первое – площадка у памятника Ленину на Алом поле – центральный сквер города, в котором, как правило, проводит свои митинги местная оппозиция. Второй крупной разрешенной стала площадка на летней эстраде Центрального парка культуры и отдыха имени Юрия Гагарина – именно здесь прошел первый, наиболее массовый митинг «За честные выборы» в декабре 2011 года.
Челябинские оппозиционеры утверждают, что само появление перечня нарушает права россиян на свободу мирных манифестаций. Правозащитник, член федерального совета партии РПР-ПАРНАС Алексей Табалов говорит, что власти не должны диктовать гражданам, где им собираться: «Это ущемление моих конституционных прав, еще один шаг к ужесточению законодательства, теперь уже людям указывают, где им собираться. Чиновник вообще-то – слуга народа, и это я должен говорить ему, где я хочу выражать свое мнение, а не наоборот. Тем более, что Конституция РФ гарантирует свободу собраний». При этом правозащитник отметил, что граждане сами дали властям повод для принятия таких перечней, когда начали заявлять о создании особых площадок для митингов – «гайд-парков». «Людям просто слово красивое понравилось, вот и начали кричать, мол, нужны «гайд-парки», а властям только этого и надо было. Просить создать специальные места для митингов – это как индейцы попросили бы загнать их в резервацию», – сетует «НГ» Табалов.
В администрации Челябинска считают, что старались идти навстречу организациям, которые обычно подают уведомления о проведении публичных мероприятий. «В то же время старались подобрать такие площадки, чтобы они не оказались вблизи транспортных путей, и не пришлось бы перекрывать движение, – заявил заместитель главы администрации Челябинска Игорь Лопаткин. – Организаторам акций нужен непременно центр города. Нас даже подозревали в том, что мы выделим площадки где-нибудь подальше. Но, как видите, места мы нашли в самом, что ни на есть центре». Кроме того чиновник отметил, что территории просторные и на них можно собрать крупную акцию.
Челябинский политолог Сергей Зырянов напомнил «НГ», что ст. 31 Конституции РФ гарантирует гражданам право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. «Исходя из названия документа и формулировки статьи Конституции, сама идея организации так называемых «гайд-парков» не предусматривает запрета на проведение митингов в других местах, – заявил «НГ» Сергей Зырянов. – Перечисленные площадки отводятся для того, чтобы люди, не имеющие доступа, например, к традиционным СМИ, могли прийти и высказаться, выступить с какой-то речью. А уж будет их кто-то слушать или нет, это другой вопрос, но возможность высказаться им будет предоставлена». Политолог считает, что если подобные перечни начнут ограничивать свободы граждан, то вполне вероятна перспектива рассмотрения этих вопросов в Конституционном суде.