Виктор Ишаев – министр и полпред в одном лице.
Фото ИТАР-ТАСС
Еще в январе с.г. Сергей Шойгу, еще будучи главой МЧС России, предложил создать государственную корпорацию по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Идею поддержал Владимир Путин, который тогда возглавлял правительство. Кстати, по некоторым данным, Минэкономразвития РФ даже разработало соответствующий законопроект. Причем, согласно этому документу, госкорпорация должна была подчиняться напрямую главе государства.
Однако после президентских выборов ситуация неожиданно изменилась. Вместо госкорпорации появилось Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, которое возглавил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (этот пост он за собой сохранил) Виктор Ишаев. При этом в ходе длительных бюрократических баталий полномочия нового ведомства оказались сильно урезанными. По сути, Министерству доверено разве что управлять федеральным имуществом, да и то не в полной мере. В итоге чиновники министерства стали не интеграторами процесса развития региона, а простыми контролерами. Так что шансов на то, что ведомство Виктора Ишаева станет эффективным центром развития восточных территорий, практически не осталось. Потому что в споре о том, что нужнее региону – госкорпорация или министерство, – победили сторонники второго варианта. Вместо, условно говоря, менеджера, способного привлечь на Дальний Восток столь необходимые региону инвестиции, появился «главный чиновник», контролирующий расходование бюджетных средств.
Между тем власти страны не раз говорили об особой значимости для страны Дальневосточного региона. Во-первых, здесь находятся значительные природные, в том числе и углеводородные, ресурсы. Во-вторых, без Дальнего Востока невозможен выход России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В-третьих, Дальний Восток стремительно теряет людской потенциал, и, если не переломить ситуацию, дело может закончиться плачевно.
Кстати, на президиуме Госсовета в конце ноября Владимир Путин подверг резкой критике Министерство по развитию Дальнего Востока. Ведомство обвинили в «провалах в работе» и «размывании ответственности». То есть речь опять шла о кризисе управления. Создается впечатление, что власти страны в растерянности и не знают, как выправить ситуацию в регионе.