Средства, выделяемые на развитие дотационных северокавказских регионов, требуют жесткого контроля со стороны правительства. Кроме того, получателям федеральных денег придется сократить свои аппетиты. Если ранее речь шла об увеличении объема финансирования до 5,5 трлн. руб. за счет дополнительных частных инвестиций, то теперь объем финансирования госпрограммы развития Северного Кавказа до 2025 года составит 2,5 трлн. рублей.
При этом о результатах, как заявил вчера премьер Дмитрий Медведев, правительство будет «судить по росту валового регионального продукта, инвестиций, включая иностранные, по тому, как будет увеличиваться количество высокопроизводительных рабочих мест, предприятий малого и среднего бизнеса».
«Новая федеральная целевая программа по развитию Северного Кавказа будет разработана и утверждена в течение 2013 года», – сообщил вчера вице-премьер Александр Хлопонин журналистам. При этом ответа на вопрос о результатах старой программы пока нет.
«Объем финансирования госпрограммы развития Северного Кавказа до 2025 года составляет 2,5 триллиона рублей. Причем 90% этих средств приходится на внебюджетные источники финансирования», – сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев на заседании правительства. По его словам, в результате реализации этой программы ежегодный объем инвестиций возрастет до 2 трлн. руб., объем валового регионального продукта достигнет 6 трлн. руб. Министр попросил премьера поддержать данный проект госпрограммы. Что и было сделано. «Договариваемся программу утвердить, как было предложено министром экономического развития», – сказал Медведев.
Напомним, что разработка госпрограммы была начата еще зимой прошлого года. В августе нынешнего года Минрегион внес программу на согласование в правительство, однако Минфин высказался против, поскольку его не устроил предложенный объем финансирования в 3,9 трлн. руб., включая 2,6 трлн. из федерального бюджета. Однако позднее в Минрегионе сообщили об увеличении объема финансирования до 5,5 трлн. руб. за счет дополнительных частных инвестиций. Модель госпрограммы предполагала, что в нее войдут отраслевые программы, которые будут реализовывать профильные министерства, и территориальные, за которые отвечает Минрегион.
Впрочем, о том, что запрошенные средства – запредельные, заявил и сам полпред Хлопонин, причем еще летом. «Не можем мы 5 триллионов просить. Не надо забывать, что в мире экономический кризис не закончился, что федеральный бюджет не резиновый, что есть предельные показатели расходов, – сказал он. – Кроме того, 180 миллиардов в регион уже было направлено, и за эти деньги надо ответить – что сделано, а что не сделано».
По мнению экспертов, вкладывать средства в Кавказ необходимо. Вопрос лишь в контроле за этими инвестициями. Как отмечает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, и оставшиеся 2,5 трлн. – это огромные цифры. «Тем более сложно поверить в то, что на 90% это будут частные инвестиции, – сомневается он. – В конце лета 2012 года было посчитано, что частные инвесторы готовы вложить в курорты Северного Кавказа до 20 миллиардов долларов, но даже эта цифра кажется фантастической. Между тем региону инвестиции действительно нужны. При этом срок их окупаемости – даже с учетом всех льгот – составит минимум 10 лет, а то и больше. Если мы планируем развивать северокавказские курорты, то вкладывать масштабные средства необходимо. Однако результат зависит не только от денег. Нужна безопасность, люди должны чувствовать себя там комфортно и безопасно, иначе о масштабном притоке туристов можно и не мечтать».
«Северный Кавказ адекватно оценивает свое будущее, средства на него всегда найдутся, ведь это вопрос госбезопасности», – считает ведущий аналитик компании «Альпари» Михаил Крылов. «И Слюняев, и Силуанов говорят о том, что источники финансирования уже определены, а в некоторых случаях и согласованы. Поэтому программа имеет все шансы на то, чтобы быть исполненной, – полагает аналитик агентства «Инвесткафе» Андрей Сахаров. – Большинству предприятий на Северном Кавказе свойственна неэффективность. Такая ситуация, а также низкая налоговая база не позволяют обеспечить нормальный уровень доходов региональных бюджетов. Северо-Кавказский регион является одним из самых дотационных в России. В отдельных субъектах доля трансфертов из федерального бюджета может достигать 80–90%. Основная задача обозначенных инвестиций – финансирование мер по повышению бюджетной автономности и формированию собственных источников доходов».