В Челябинской области завершена работа комиссии Совета по правам человека при президенте РФ во главе с Михаилом Федотовым, два дня проверявшей ситуацию в исправительной колонии (ИК) № 6 города Копейска. Вчера правозащитники пришли к выводу, что во время бунта 24–26 ноября с.г. в ИК-6 физическая сила для усмирения заключенных не применялась, а акция неповиновения была четко спланирована. Вчера областной прокурор Александр Войтович внес начальнику регионального ГУФСИНа Владимиру Турбанову представление о временном отстранении от должности начальника копейской колонии Дениса Механова.
Представление прокуратуры, согласно которому предлагается отстранить от работы на время проводимого в колонии следствия Дениса Механова и его заместителя Александра Козлова, было обнародовано вчера, после того как в Копейске завершила работу комиссия Совета по правам человека (СПЧ). Ее участники, работавшие в регионе с 3 декабря с.г., выяснили, что физическая сила при усмирении участников акции неповиновения в исправительной колонии № 6 города Копейска (см. «НГ» от 26.11.12) не применялась. Члены СПЧ подтвердили, что акция была спланирована и хорошо организована. Однако с мнением силовиков о том, что в бунте виноваты некие злоумышленники, дестабилизировавшие обстановку с воли, правозащитники не солидарны, поскольку считают, что криминальные лидеры колонии лишь воспользовались общим недовольством осужденных. «Я категорически не согласен с позицией ФСИН, что акция протеста в колонии – результат так называемого внешнего влияния, а также заговора отрицательно настроенных осужденных, хотя и внешнее влияние, и отрицательно настроенные осужденные в колонии есть», – обнародовал выводы комиссии представитель СПЧ Игорь Каляпин.
По данным комиссии СПЧ, Следственный комитет РФ принял от заключенных 356 заявлений, в них 253 сообщения о физическом насилии и пытках, 161 сообщение – о вымогательствах, 28 – о нарушениях трудовых прав и 20 – о ненадлежащем медобслуживании. В основном заключенные утверждают, что у них вымогали деньги (от 5 тыс. до 90 тыс. руб.) «путем создания неблагоприятных условий отбывания наказания и угроз применения физического насилия». Общественники отметили, что заявления заключенных некачественно проверяются Следственным комитетом, который подходит к обращениям формально, вынося постановления об отказе в возбуждении уголовного дела без опроса заявителя.
По данным СК, в акциях протеста принимали участие до 500 заключенных. В результате бунта в связи с информацией о вымогательстве у заключенных денег сотрудниками исправительного учреждения было возбуждено одно уголовное дело по ст. 286 УК (превышение должностных полномочий). Кроме того, возбуждено пять уголовных дел по ст. 318 УК (применение насилия в отношении представителя власти) по фактам получения травм сотрудниками ОМОНа при их стычке с гражданскими лицами у стен исправительного учреждения.
Параллельно с комиссией СПЧ в ИК-6 работали члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Челябинской области. Как заявил «НГ» член ОНК Николай Щур, проблемы в ИК-6 отмечались гораздо раньше, а в учреждениях регионального ГУФСИНа (тогда – ГУИН) давно была создана система выкачивания денег из родственников заключенных. Щур считает, что при бывшем руководителе ГУФСИН РФ по Челябинской области Владимире Жидкове эта система приняла «всеобщий характер», а при нынешнем руководителе ведомства Владимире Турбанове – «тотально-гиперболизированный». «То, что акция протеста произошла в ИК-6, а не в другом учреждении, вызвано тем, что в Копейске – самое непрофессиональное и откровенно злобное по отношению к людям руководство, постоянно увеличивающее размер поборов с заключенных», – считает Николай Щур, отмечая, что именно это и стало причиной бунта.
Накануне Следственное управление Следственного комитета РФ по Челябинской области сообщило о новом ЧП в местах лишения свободы. Вечером 2 декабря с.г. в изолятор временного содержания управления МВД РФ по городу Коркино по постановлению суда был доставлен 23-летний местный житель, арестованный за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Утром 3 декабря он был обнаружен в камере без признаков жизни. Признаков, указывающих на криминальный характер смерти, не было обнаружено. СКР проводит доследственную проверку происшествия.
Челябинск