Пробка на трассе М-10 в Тверской области была наиболее плотной.
Фото со страницы «Пробка на М-10» в социальной сети ВКонтакте
Несмотря на прозвучавшее вчера утром заявление МЧС о том, что по трассе «Россия» движение восстановлено в полном объеме, на «главной трассе страны» весь день оставались многокилометровые пробки даже там, где дорога была полностью очищена от снега.
Вчера днем сотрудники дорожных служб не разрешали большегрузным фурам, следовавшим из Петербурга и с трассы «Скандинавия», двигаться по М-10 дальше Ям-Ижоры – их разворачивали в сторону Гатчины с тем, чтобы они ехали в сторону столицы по Киевскому шоссе на Псков и дальше – к Твери по трассе «Балтия». Паралич, поразивший трассу Москва–Петербург еще в ночь на пятницу, в воскресенье продолжился. Правда, за сутки он переместился в сторону Петербурга – от Твери к Валдаю.
Неожиданный снегопад стал причиной десятков аварий и в результате – пробок.
Восемь фур столкнулись на 505-м километре на Новгородской объездной дороге в два часа ночи пятницы. Растаскивали их полдня силами 120 единиц техники и 380 человек. Все это время двигаться по трассе на этом участке было практически невозможно. К вечеру пятницы последствия аварии удалось ликвидировать, но произошло несколько ДТП в Крестецком и Валдайском районах. На заснеженной скользкой дороге для большегрузов стало трудным движение на многочисленных подъемах Валдайской возвышенности. Но самая жесткая ситуация сложилась в субботу в Тверской области.
«Сегодня ночью приехал из Питера в Москву. Дорога заняла 36 часов. Из них 18 простоял практически без движения в тверских лесах. До ближайшего магазина – 12 км по сугробам. У меня был полный бак, запас еды, газовая плитка и вода, мне в этом смысле повезло. У соседей по пробке – молодой пары из Белоруссии – ничего не было, даже бензина, водители и пассажиры легковушек поделились с ними, чем могли, и пустили погреться. Вчера вечером подоспела помощь в виде пожарных. Они растащили державшие нас фуры, и можно было проехать по обочине. Теперь всю жизнь буду хвастаться, что несколько километров на М-10 проехал по встречной обочине», – делится впечатлениями участник интернет-сообщества петербургских автомобилистов. Ему вторит сотрудник транспортной фирмы: «Наша машина (фура) едет из Москвы уже двое суток. Вчера – 9 часов от Подольска до Ленинградки, потом целый день до Твери. У Торжка все встали. Там стиральная доска, фуры шлифуют в два ряда. Машины напарника проехали за день под Торжком 100 метров». Сообщалось о том, что администрации Торжка и Спирова развернули пункты питания и подвозки ГСМ.
Тем временем на новгородском участке М-10 лихорадочно чистили трассу, а также освобождали от снега и прилегающие дороги. Примерно к 15 часам субботы была расчищена новгородская объездная и остальные отрезки трассы. Однако это не помогло несчастным, в ночь на воскресенье оказавшимся под Валдаем. Если в 5 часов утра пробка там достигала 50 км, то к полудню она составила уже 90 км, опять захватив тверской участок и Вышний Волочек. КраЗы продолжали помогать фурам преодолевать валдайские подъемы, но затор не уменьшался. В Тверском МЧС заявили, что коллапс вызван большим количеством снегоуборочной техники, и опубликовали телефоны психологов горячей линии.
«Когда это кончится – одному Богу ведомо, – сказали «НГ» дежурные по администрации Валдайского района. – Мы отправляем на трассу наши автолавки с продуктами. Параллельно продолжаем чистить объездные пути в нашем районе – вот сейчас под окнами администрации проезжает трактор за трактором».
Положение на трассе осложняется тем, что это дорога не только для «длинных дистанций». Часто между двумя населенными пунктами в одной области просто нет другого пути, в том числе и для снегоуборочной техники, в лучшем случае этот «другой путь» предполагает серьезный крюк по совсем плохим дорогам (Любань–Чудово или Крестцы–Валдай, например). То есть продуктовые фургоны для сельских магазинов, местные «скорые» и пожарные машины сбиваются в кучу на одной-единственной трассе.
Кроме того, очень часто по той же «Скандинавии» и «России» через Петербург (или из балтийских портов России) большегрузы везут в Москву на логистические склады товар, который затем… возвращается в магазины Петербурга или Великого Новгорода или движется в Мурманск на таких же фурах, в итоге трасса перегружена. Но это уже не имеет отношения к внезапному обильному снегопаду в конце ноября – начале декабря.
«Наша задача – привезти груз в определенное время, прописанное в документах, – сказал «НГ» заместитель генерального директора Ассоциации международных автоперевозчиков Петр Павлюк. – Из-за просрочек может быть масса проблем, включая таможенные. Из-за чего наши ребята сейчас стоят трое суток на трассе? Почему нас заперли, велят стоять? Ведь это колоссальные убытки для наших компаний, и их нам никто не возместит. Мы, что ли, должны чистить дорогу? Мы платим налоги. Почему трасса М-10 оказалась не готова к снегопаду на тех широтах, где она расположена? Я не исключаю обращений автоперевозчиков в прокуратуру, чтобы за наши убытки ответили те государственные службы, из-за которых это произошло».
Трасса «Россия»–Санкт-Петербург