Проблема изучения татарского языка в школах Татарстана станет одной из основных и наиболее проблемных тем для обсуждения делегатов V съезда Всемирного конгресса татар (ВКТ), который пройдет в начале декабря с.г. в Казани. Как стало известно «НГ», вниманию делегатов будет предложен проект Концепции сохранения этнической идентичности татар, презентованный на днях на заседании оргкомитета по подготовке проведения съезда ВКТ-2012.
Тональность и лейтмотив 16-страничного документа, в разработке которого принимали участие сотрудники Института истории Академии наук Татарстана, по-прежнему остающегося главным «мозговым центром» Казанского кремля, уже сейчас не оставляют сомнений в том, что концепция станет печальной сенсацией грядущего форума. Пожалуй, впервые за 20 лет существования суверенного Татарстана с его весьма агрессивной национальной политикой, вылившейся в итоге в одну из самых гротескных форм классической этнократии, национальная и политическая элита республики вынуждена признать, что татарский язык, а с ним и вся татарская культура стоят на грани фактически полного исчезновения. Делая реверанс в сторону властей республики, которые поддержали создание различных «институтов и механизмов сохранения и развития этнической идентичности татар» (речь идет о татарских музеях, театрах, СМИ, праздниках т.д.), авторы концепции все же печально соглашаются с тем, что, «наряду с этим имеются и проблемы, связанные как с качеством и эффективностью деятельности институтов и механизмов сохранения идентичности татарского народа, так и с возникающими новыми негативными тенденциями в татарской среде». И здесь ученые мужи из Института истории Академии наук Татарстана ничуть не лукавят.
«Негативные тенденции» – это прежде всего отказ татарской молодежи не только от изучения родного языка, но и общения на нем. Все чаще можно наблюдать, как на татарском стесняются разговаривать даже те, кто приехал в Казань учиться или работать из села. Молодые люди объясняют это тем, что родного языка им хватает и дома, а здесь, среди жителей русскоязычного и многонационального города, и общаться хотелось бы исключительно на русском языке. Однако в итоге татарский язык забывается и исчезает даже среди селян. А ведь именно село у национально ориентированных татарских интеллектуалов считается единственным источником существования татарской культуры.
Да, в центре Казани открыты два крупных татарских театра – татарский Академический театр имени Галиаскара Камала и Театр имени Карима Тинчурина. Однако сюда на премьеры спектаклей, которые проходят только на татарском языке, ходят в основном старики. Татарская же молодежь предпочитает устраивать свой отдых в куда более космополитических ночных клубах, которых в Казани в десятки раз больше, чем тех же театров.
Татарское общество переживает глубочайший раскол. Однако виновниками этого раскола – и это одинаково признают как представители татарской, так и русской интеллигенции – остаются бывшие и нынешние обитатели Казанского кремля и не так давно отстроенного здания правительства Татарстана на казанской площади Свободы. Преамбула Конституции Республики Татарстан в свое время начиналась с утверждения о том, что в республике живут два народа – татарский и многонациональный. На фоне декларируемого таким образом и реально поддерживаемого доминирования представителей титульной нации в среде политической элиты региона единственным источником власти и карьерных успехов в Татарстане по-прежнему остается принадлежность к правящим династиям. Недавно это была династия первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который практически на все ключевые посты в правительстве и крупных энергетических компаниях расставил близких, в том числе родственно, людей. Сегодня уже нынешний президент республики Рустам Минниханов похожим образом формирует кадры, отдавая предпочтения своим приближенным, а также отпрыскам этих людей. Недавнее назначение на должность руководителя агентства «Татмедиа» – главного пропагандистского рупора Татарстана с бюджетом в миллиард рублей – 32-летнего сына, близкого к Минниханову главы Фонда газификации республики Заудата Минахметова, лишь подтверждает приверженность режима расстановке кадров «по Шаймиеву».
Этническая принадлежность может сыграть для татарина положительную роль в продвижении по карьерной лестнице, да и то если карьера эта создается на поприще обслуживания интересов правящего режима. В остальном в современном Татарстане не создано практически никаких реальных стимулов для изучения и распространения родного языка и родной культуры. Даже перекосы в национальной политике, выраженные в тотальной татаризации кадров или организации татарских музеев в освященных православных храмах Казани, у мыслящей части татарского народа вызывают осознанное отторжение. Причем не только к политике правящего в Татарстане режима, но и к собственным национальным чувствам. И в этом, пожалуй, заключается истинная причина описанных в Концепции сохранения этнической идентичности татар «негативных тенденций в татарской среде», решить которые едва ли способна как сама концепция, так и ее многочисленные авторы.
Казань