Защитники «Народного» отстаивают возможность купить дешевых продуктов.
Фото пресс-службы гипермаркета «Народный»
Воскресный митинг в защиту универсама «Народный», судя по всему, не первая и явно не последняя акция социально незащищенных петербуржцев – бывших покупателей этого магазина. Не только жителей близлежащих кварталов, но и пенсионеров, добиравшихся сюда из разных точек города, чтобы купить десяток яиц по 12 руб. или картошки ценой 2 руб. за килограмм.
Еще 10 октября с.г. было вынесено судебное постановление о закрытии магазина на 60 дней. За это время нужно устранить выявленные в ходе проверок различными инстанциями нарушения – от просроченных продуктов до качества водопроводной воды. Владельцы магазина уверяют, что нарушения они устранили, однако власти не разрешают открывать магазин. По сведениям источника «НГ» в правоохранительных органах, среди множества проблем, связанных с качеством и законностью торговли, – несанкционированные «точки, нарушения в крупных торговых сетях, – именно ликвидация «Народного» является первоочередной задачей, «до остального не доходят руки». Но протестующие не собираются прекращать акции, и помимо требований «Верните «Народный»!» на этих акциях все чаще звучат лозунги уже политические: например, о недоверии губернатору Санкт-Петербурга (тем более что городской закон о порядке отзыва главы города уже принят, хотя еще не подписан им же).
Сложное чувство вызывают эти события. Даже многие небогатые петербуржцы очень критично относятся к «дешевому магазину». Просрочка, некондиция, скверные запахи в торговом зале, толпы людей… К тому же даже еле сводящие концы с концами люди порой пользуются кредитными картами, выкручиваясь с помощью заемных денег, и не имеют в кошельке наличных, а в «Народном» в отличие от крупных сетей расплатиться карточкой нельзя. Но и этим сетям люди не вполне доверяют с точки зрения качества продуктов. «Часто не думают о своем здоровье, стараясь купить еду подешевле. Самых бедных можно понять, у них нет другого выхода. Мы видим, что сети-монополисты вздувают цены, а просрочку и грязь можно найти и у них в том же размере. При этом конкуренции со стороны малого бизнеса нет, – говорит Сергей Веснов, председатель Ассоциации предпринимателей Санкт-Петербурга. – Удивляет предвзятость контролирующих инстанций, они видят недостатки лишь у «Народного», который пробивает брешь в этой общей ценовой политике. А люди, думающие о здоровье, ездят в Финляндию за едой. Цены там часто ниже, чем у нас, а качество лучше».
Действительно, в приграничных финских Лаппеенранте и Иматре многие супермаркеты перешли на удлиненный режим работы именно в расчете на петербургских покупателей. Шенгенская виза сейчас есть у половины питерцев, а количество маршруток, осуществляющих рейсы в Суоми, увеличивается. Фирмы организуют однодневные поездки, утром забирая пассажиров от их домов и вечером привозя назад. О владельцах личных машин и говорить не стоит – они десятками тысяч ездят в Финляндию раз-два в месяц, чтобы забить свои багажники всем: от электронных гаджетов до рыбы, кофе, растительного масла, сыра, ржаного хлеба, даже яиц и помидоров, корма для животных, швабр и пластиковых ведер. Финляндию в шутку называют Фейрилендом. Любая домохозяйка подтвердит, что купленное в Иматре моющее средство «Фейри» по какой-то мистической причине лучше пенится, быстрее отмывает посуду и расходуется раза в три медленнее, чем такое же и в таком же флаконе, но произведенное в России.
Есть и шопинг и в другом направлении – например, в сторону Новгорода или Пскова за картошкой. Ее и другие овощи покупают на трассах или заезжают в деревни. И не только для себя покупают – часто в квартире раздается звонок: «Картошечка, псковская, хорошая, дешево». И впрямь хорошая и дешевая. Этим летом в соседних областях был удивительный урожай яблок. Их распродавали на местах за копейки, чтобы просто не пропали дары садов. Все это время в магазинах лежали странные импортные плоды под именем яблок, без аромата и вкуса, очень похожие на муляжи, и с далеко не летней ценой. А ведь для питерских бедняков псковские яблочки были бы вкуснее, дешевле, да и не такие твердые для больных зубов. Но мелким производителям, тем более индивидуалам-частникам, немыслимо пробиться ни в ретейлерские сети, ни на рынки города. Пока так будет, самые незащищенные социально люди обречены будут выбирать дешевизну «Народного» или переплачивать за продукты, гарантии качества которых нет и в других местах.
Санкт-Петербург