Руководство Красноярского края предлагает вернуться к сталинской идее строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. Об этом говорится в опубликованном в минувшую пятницу проекте «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года». По мнению авторов документа, без развития транспортной инфраструктуры дальнейшее эффективное освоение северных районов Сибири в ближайшее время затормозится, поэтому, несмотря на огромные затраты, СевСиб строить необходимо.
«Строительство СевСиба позволит создать инфраструктурные условия для развития экономики Сибири и формирования Северного пояса экономического развития страны, будет способствовать разгрузке Транссибирской железнодорожной магистрали при исчерпании ее пропускной способности, а также обеспечению транспортной безопасности России, – обосновывает красноярская власть эту идею. – В границах Красноярского края СевСиб станет ключевым элементом транспортной системы зоны развития Нижнего Приангарья».
Впервые о строительстве железнодорожной магистрали через северные районы страны заговорили в середине 40-х годов прошлого столетия. Предварительное решение о сооружении магистрали было принято Совнаркомом СССР в декабре 1945 года. Автором идеи был Иосиф Сталин. СевСиб собирались проложить до Якутска и Уэлена (Чукотка) и с помощью паромного комплекса через Берингов пролив выйти в Северную Америку. Первый этап – строительство магистрали Салехард–Игарка протяженностью 1263 км – начался весной 1947 года. Основной контингент строителей (80%) поставлял ГУЛАГ. До 1953 года было проложено 900 км трассы, построены три моста с железобетонными опорами. После кончины диктатора строительство было заморожено.
Вновь об этом проекте вспомнили через полвека. В 2005 году в северные районы Красноярского края состоялась экспедиция ученых Московского государственного университета путей сообщения, которая изучала, насколько реально возродить строительство заполярного Транссиба. Судя по тому, что этот проект вошел в стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, а также в стратегию развития Сибири, принятую в 2010 году, федеральная власть сочла эту идею вполне разумной. Магистраль должна пройти через Ханты-Мансийский автономный округ, Томскую область, Красноярский край и Иркутскую область, с выходом на БАМ.
Правда, в середине 2000-х годов было немало скептиков, сомневающихся в целесообразности реанимации этого проекта. Так, в 2005 году в беседе с автором этих строк тогдашний губернатор края Александр Хлопонин заявил о своем отрицательном отношении к строительству железнодорожной магистрали на Севере. «Во-первых, слишком большие затраты – один километр железной дороги обойдется минимум в 10 миллионов долларов. Это Сталин мог позволить себе рабский труд заключенных, у нас сейчас все-таки другая историческая ситуация. Во-вторых, непонятно вообще, для чего она нужна. Население с Севера уезжает. Если говорить о грузоперевозках, то придется считать норму рентабельности. Сильно сомневаюсь, что эта дорога когда-нибудь окупится. Вижу только один потенциальный плюс в этом проекте: если использовать дорогу как альтернативу Северному морскому пути. Но тут нужно все очень тщательно считать и взвешивать». Правда, уже в 2007 году на одном из заседаний Госсовета Хлопонин уже лично презентовал этот проект руководству страны.
По мнению наблюдателей, сегодня эта идея не так уж и утопична. «Стране нужен постоянный транспортный доступ к кладовым Сибири, поэтому в проекте СевСиба заинтересовано не только руководство Красноярского края, но также федеральный Центр и ведущие нефтегазовые компании страны. Поэтому он может получить политическую поддержку в Москве, – подчеркивает политолог Андрей Копытов. – Ключевой вопрос – поиск финансовых источников для его реализации. Никто в одиночку строительство СевСиба не потянет. Для этого могут быть задействованы не только федеральный и региональный бюджеты. Наверняка не обойтись без подключения к нему крупных корпораций, которые планируют развиваться за счет освоения северных месторождений России».
Красноярск