«Справочник трудового мигранта», в котором приезжие были изображены в виде инструментов, продемонстрировал уровень толерантности петербуржцев.
Фото РИА Новости
Законодательное собрание Санкт-Петербурга отклонило поправки, поданные двумя депутатами, которые предлагали вместо программы «Толерантность» направить бюджетные средства на более важные для горожан проекты.
На начатую в 2006 году программу «Толерантность» в будущем году выделят свыше 100 млн. руб. В ее планах – «реализация системы мероприятий по гармонизации вызываемых протекающими в Санкт-Петербурге миграционными процессами межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий; совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий программы; внедрение продуктивных методик социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов в городское сообщество» и т.д.
Авторы поправок эсэр Анатолий Кривенченко и исключенный из фракции «Справедливая Россия» Андрей Анохин считают, что «программа провальная». Мнение о ее пробуксовке еще летом высказывал глава комитета по внешним связям правительства Петербурга Александр Прохоренко. Плакаты, баннеры, конкурсы на самый толерантный район не дают эффекта, подчеркивают петербургские эксперты. По данным социологов, более 60% жителей города обеспокоены «национальным вопросом». Число легальных и нелегальных мигрантов растет. К примеру, только выходцев из Узбекистана, по сведениям от узбекской диаспоры, в городе свыше 400 тыс. человек.
Однако соучредитель научно-информационного центра «Мемориал» Татьяна Косинова считает, что есть и позитив: «Лет шесть–восемь назад в городе убивали чернокожих студентов и ребят с Крайнего Севера, приехавших к нам учиться. Сейчас такого почти нет. Но проблемы, которые возникают в городе, не снимаются. Причина в том, что при освоении бюджета меньше всего думают о результате. Слово «толерантность» дискредитировано как властями, так и многими правозащитниками, которых манят финансовые возможности».
Андрей Анохин считает, что такие программы не нужны: «Петербуржцев не нужно учить толерантности. А деньги нужнее онкологическим и диабетическим больным. Проблема мигрантов есть, но она решается не плакатами и брошюрами, а ужесточением миграционных законов. Если бесконтрольно приезжают тысячи мигрантов, они вместо адаптации к новой среде сбиваются в гетто, живут по своим понятиям, не считаясь с нашими нормами».
Анатолий Кривенченко считает, что нужно не завозить неквалифицированную рабочую силу, а привлекать рабочих из регионов РФ и решать задачу автоматизации средств труда.
Часто нелегалы, задерживаемые за административные правонарушения, приходят в суды, не зная ни слова по-русски, хотя живут в городе не первый год и попадают в суд не впервые. При этом, по словам судебных приставов в мировых судах, нелегалы, как правило, утверждают, что приехали «с целью туризма». Часть мигрантов все же осознает потребность в изучении русского. В районах созданы специальные курсы, и если в 2011 году сложно было набрать группу, то сейчас в ряде районов объявляют дополнительный набор. Однако в группах – всего по 15 человек. Существуют учебники.
Правда, на днях депутат Госдумы Франц Клинцевич подал заявление в прокуратуру на авторов одного из учебников русского языка для иностранцев за то, что там, мол, в неприглядной форме отражены российские реалии. Но целевая аудитория учебника – отнюдь не живущие по 20 человек в одной комнате гастарбайтеры, а благополучные иностранцы. Еще на слуху скандал с брошюрой от авторов программы «Толерантность», где мигрантов изобразили в виде строительных инструментов.
Сейчас в городе расклеены объявления на узбекском и таджикском языках с предложениями услуг жриц любви и врачей широкого профиля. Это заставляет многих горожан еще больше опасаться приезжих, которые начинают скорее ассоциироваться с развратом и криминалом, нежели с уборкой улиц и строительством.
Санкт-Петербург