Ледокол стоит в Мурманске, но судьба его решается в Москве.
Фото ИТАР-ТАСС
Знаменитый атомный ледокол «Арктика», которому грозит утилизация, можно спасти, превратив его в крупный национальный мемориально-просветительский центр. Такой вариант вчера предложила инициативная группа полярников на специальном заседании Полярной комиссии Российского географического общества (РГО), посвященном судьбе судна. Идею уже поддержали Государственный музей Арктики и Антарктики, Росгидромет, ряд депутатов Совета Федерации, Арктическая общественная академия.
«Арктика» исключена из реестровой книги судов еще в июле 2012 года. Стоимость утилизационных работ, в случае если ее решат распилить на металлолом (как говорят моряки, «пустить на иголки»), по оценкам экспертов, составит около 2 млрд. руб. Полярники, развернувшие кампанию по спасению ледокола, утверждают, что реализация музейно-научного проекта обойдется существенно дешевле, и более того, такой центр в дальнейшем может принести выгоду как в качестве объекта туризма, так и в роли научно-учебной базы для моряков и полярных исследователей.
«Арктика» – второй в мире атомный ледокол и первое судно, достигшее Северного полюса в надводном плавании. Судно было заложено 3 июля 1971 года и спущено на воду 26 декабря 1972 года (то есть всего через полтора года!) на Балтийском заводе в Ленинграде. Выполнив несколько рейсов по Севморпути, в 1977 году ледокол совершил сложный поход на Северный полюс, преодолев 3852 морские мили, в том числе 1200 миль по многолетним льдам. В результате была доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана. «Арктика» осуществляла проводку научно-исследовательских судов, обеспечивала работу по высаживанию на льды дрейфующих станций. В 2008 году закончился срок действия документов Морского регистра РФ, подошел к концу запас ядерного топлива, была остановлена ядерная энергетическая установка. В 2011 году с «Арктики» был снят экипаж, судно вывели в холодный отстой.
«Нельзя, чтобы с «Арктикой» случилось то же, что с легендарным «Ермаком», который пошел на слом в 1965 году, – сказал «НГ» директор Музея Арктики и Антарктики полярник Виктор Боярский. – Этот корабль должен вернуться туда, где он родился, – в Петербург. Те, кто бывал на ледоколе, знают, какое сильное впечатление он может производить на горожан и гостей города. Сейчас ни отдельные ведомства, ни город не смогут справиться с проектом спасения и новой жизни «Арктики». Нужна федеральная программа. Но в первую очередь нужно вывести ледокол из «опасной зоны», не дать его распилить».
В случае старта проекта нужно будет решить вопросы транспортировки ледокола из Мурманска в Петербург, организации причала, обеспечения радиационной безопасности. Поэтому во вчерашнем заседании участвовали эксперты самых разных специальностей – музейщики, сотрудники «Большого порта Санкт-Петербург», атомщики из Курчатовского института (они уже дали экспертное заключение о безопасности ледокола). По мнению Боярского, лучшее место для «Арктики» – рядом с Горным институтом, где он будет соседствовать с другим ледоколом-музеем – «Красиным», который является филиалом Калининградского музея Мирового океана (но в отличие от «Красина», который начинал свою биографию под британским флагом, «Арктика» – изначально отечественная).
Руководитель секции молодых ученых Арктической академии ассоциации Арсений Митько считает, что в рамках нового проекта может быть обеспечена работа недавно созданного научно-прикладного центра «Арктическое морское наследие России». «Интерес к нему проявляют Академия имени Макарова, другие институты, связанные с мореплаванием и освоением Арктики, Музей Мирового океана», – говорит Митько. Полярная комиссия РГО подготовила обращения к губернатору Петербурга и президенту РФ с просьбой решить судьбу «Арктики», обосновав при этом целесообразность ее базирования в Петербурге в новом качестве.
Хотя конкурс на утилизацию «Арктики» уже объявлен, полярники считают, что федеральная власть сумеет еще до конца нынешнего года принять решение о спасении ледокола.
Санкт-Петербург