Полгода назад концептуальный спор о развитии Дальнего Востока решился в пользу создания министерства по делам этого региона, потеснив идею о создании государственной корпорации, способной решать подобные задачи. С тех пор, похоже, мало что изменилось – исполнительская и финансовая дисциплина в округе оставляет желать лучшего, а кремлевские сигналы доходят до глав субъектов ДФО через вновь созданное ведомство с еще большим с трудом, чем это было раньше.
Но дело тут, похоже, не в концепциях самого министерства или корпорации, а в том самом человеческом факторе, когда вроде бы опытный руководитель элементарно перестает отвечать требованиям времени с его сложнейшими вызовами. Речь, как несложно догадаться, идет о Викторе Ишаеве, экс-губернаторе Хабаровского края, которому весной этого года к полномочиям полпреда в ДФО добавилась еще одна вывеска – министр по развитию Дальнего Востока.
Министерство особого режима
С первых же дней пребывания в должности со стороны Ишаева, на самом деле неплохо владеющего ситуацией в округе, был предпринят ряд весьма странных шагов по внедрению на территории ДФО «особого режима управления», при котором, согласно проекту, Виктор Ишаев намеревался ограничить, как писал «Коммерсантъ» (см. номер от 28.06.12), и, возможно, полностью отменить вмешательство других федеральных органов в дела регионов федерального округа, а само министерство именовать Миндальвостока. Ну и самое вкусное среди прочего – это, конечно же, министерский контроль и управление «федеральным имуществом, в том числе природными ресурсами» ДФО.
Размах проекта был таков, что в Москве, по всей видимости, вспомнили губернаторскую вольницу 90-х с ее непременным экономическим сепаратизмом. Тот же Виктор Ишаев в те времена уже был во власти. В это время, кстати, активно шли разговоры о воссоздании Дальневосточной республики. Тогда в интервью «Известиям» (см. номер от 29.11.95) Виктор Ишаев выступал за ее создание, правда, утверждал, что «мы отделяться от России не помышляем. Добиваемся одного: если Центр не помогает нам развивать экономику, решать социальные проблемы, пусть не мешает».
Впрочем, вскоре после смены власти в Кремле эти разговоры в регионах прекратились и зафиксировались на мысли, что «Россия едина и неделима».
Проект приобретения полномочий
Однако мечты об особых правах и льготах для Дальнего Востока время от времени всплывают на поверхность. Теперь уже в «министерской» упаковке. В Москве, похоже, это прекрасно понимают и проект Ишаева в первоначальном виде отвергли. Министру и полпреду по ДФО в этой ситуации оставалось лишь сообщить широкой публике, что, дескать, «создание Миндальвостока не умаляет полномочий других федеральных органов в регионе». Ну а что еще скажешь, когда планы остались лишь на бумаге, а мечты оказались несбыточными. Теперь министру развития Дальнего Востока приходится довольствоваться тем, что есть. Возможно, будь на это кресло представлена иная кандидатура, нежели Ишаев, то не исключено, что федеральный Центр расщедрился и добавил бы не только полномочий, но и веса этой структуре, ведь наболевших вопросов по всему округу – непаханое поле.
Тени прошлого
На судьбе заявленного проекта, вероятно, сказались не только запрошенные полномочия для министра Ишаева, но и то, что называется «историей вопроса». Так сказать, вехи трудовой биографии министра и его опыт работы на посту хабаровского губернатора. За примерами не надо ходить в далекие 90-е. Хотя и там есть что оценить.
Достаточно вспомнить совершенно безобразную историю вокруг «милицейской слободки», жилья хабаровских милицейских начальников, которым краевая власть от щедрот выделила из бюджета миллионы рублей по странным схемам (см. «Аргументы и факты», № 34, август 1994). Региональное управление по борьбе с оргпреступностью (РУОП) тогда возбудило уголовное дело. Однако на карьере губернатора края Виктора Ишаева это никак не сказалось. Федеральной власти того времени, похоже, было не до региональных проблем, а демократические депутаты смогли лишь «обратиться к главе администрации края с просьбой отменить свое решение о субсидии». Особого эффекта от этой просьбы, судя по всему, не было.
«Нарушений не установлено»
И все было бы ничего, если бы с годами финансовая дисциплина в крае укрепилась. Но факты – штука упрямая. И они свидетельствуют, что ничего подобного в Хабаровском крае не произошло – в регионе, которым руководил Виктор Ишаев, имели место значительные проблемы как с казенными деньгами, так и с имуществом и соблюдением законности.
К примеру, в 2007 году выяснилось, что с 2000 года в Хабаровске умудрились приватизировать, как писал «Московский комсомолец», девять памятников федерального (!) значения. В Росохранкультуре особо указывали, что нарушителями закона при этом являлись не покупатели, а продавцы, то есть местные чиновники. Но всем все сошло с рук – материалы проверок утонули в архивах краевой прокуратуры, а торговая линия властей, похоже, продолжилась.
Своеобразной жемчужиной в скандалах вокруг приватизации имущества можно считать схему, выстроенную вокруг продажи «Международного дома прессы» – здание в центре города ушло, как отмечали местные репортеры, по цене одного тура по Европе. И никто не удивился, когда возмутившимся журналистам разъяснили позицию прокуратуры, которая поведала, что «в результате проверки нарушений законодательства при приватизации акций и земельного участка не установлено».
Странная поддержка бизнеса
Точно так же решалась судьба хабаровского аэропорта, который был продан, как сообщал в свое время «Собеседник» (см. номер от 05.09.12), за символическую сумму 10 млн. долл. дружественной Ишаеву компании ЗАО «Альянс-Пром» (дочерней структуре Группы «Альянс», руководит которой Муса Бажаев). С тем же легким сердцем при губернаторе Ишаеве старательской артели «Амур» выделялись месторождения золота и платины без проведения соответствующих конкурсов и аукционов. Вот и сегодня господин Ишаев вовсю обеспокоен итогами конкурса на освоение крупного месторождения никеля и меди Норильск-1, которое вроде бы досталось все той же старательской артели «Амур» (входит в компанию «Русская платина» все того же Мусы Бажаева). Однако из-за возникших спорных моментов выдача лицензии «повисла», и министр-полпред не замедлил выступить с воззванием, назвав задержку с выдачей документа «необоснованной». С чего бы вдруг у Ишаева, государственного, между прочим, служащего, такая уверенность в правильности проведения тендера, тем более что подобные коллизии надо бы решать в суде?
Загадки финансовой дисциплины
Впрочем, нельзя исключать, что реакция полпреда на конкурсы и тендеры была машинальная, ведь на пике власти Виктора Ишаева в Хабаровском крае система госзакупок являла собой, если говорить мягко, странное зрелище. Так, весной 2008 года достоянием широкой общественности в Хабаровске стали результаты мониторинга государственных и муниципальных закупок, проведенных «Дальневосточным центром социальных инноваций» совместно с антимонопольной службой.
Подмена торгов запросом котировок, проведение тендеров по фальшивым адресам или объявление итогов отмененных конкурсов оказались обычным делом, не вызвавшим никаких эмоций ни у краевой администрации, ни у прокуратуры.
То же самое о финансовой дисциплине, точнее ее отсутствии, можно сказать, и глядя на нарушения законов в Хабаровском крае, зафиксированных уже Счетной палатой РФ. По результатам проверки даже возбуждалось уголовное дело. И хотя факты в нем относились к периоду правления Виктора Ишаева, под огнем оказался краевой министр финансов.
Вместо пояснений следствию…
По сведениям аудиторов Счетной палаты РФ, деньги, предназначенные для развития аграрного сектора края, пошли на покупку, нет, не веялок, сеялок и тракторов, а на приобретение коммерческого банка в г. Москве, который в 2007 году был лишен лицензии в рамках Закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Сумма на эту мутную операцию из бюджета ушла немалая – 330 млн. руб.
Достаточно сказать, что для заемщиков за неисполнение обязательств ответственность в краевом Минфине не прописали, процентными ставками манипулировали, а в приложении к отчету об исполнении краевого бюджета за 2003 год (год выдачи кредитов) кредитные 330 млн. руб. нигде не отразили, как писал «Коммерсантъ-Хабаровск» (см. номер от 12.05.10), словно и не было их. Более того, всю документацию, свидетельствующую о темной бюджетной истории, судя по данным проверки исполнения краевого бюджета Счетной палатой РФ, оперативно уничтожили.
Что касается уголовного дела по данным фактам, то его возбудили лишь спустя несколько месяцев после перехода экс-губернатора Ишаева на работу полномочным представителем президента в ДФО. Самое поразительное, что вскоре под громкие заявления политиков дело было тихо «утилизировано», словно и не было его. Между тем, как говорил тогда руководитель краевого СУ СКП РФ Геннадий Фатеев, «Счетная палата выявила такие нарушения, что в иные времена всех бы к стенке поставили».
А потому вместо дачи пояснений следствию – ведь не мог же краевой министр действовать без согласия губернатора – экс-глава Хабаровского края Виктор Иванович Ишаев занят куда более важными, но несколько странными делами. Вот только как это сказывается на развитии Дальнего Востока – понять решительно невозможно.