Прокуратура Челябинской области проверила условия содержания заключенных в изоляторе УФСБ. Все началось с того, что уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов не смог попасть в следственный изолятор. Поводом для поездки стала информация о возможном психическом и физическом воздействии на заключенных. Причиной для отказа в посещении стал объявленный в учреждении карантин. Однако омбудсмен утверждает, что это первый в его двухлетней практике случай, когда уполномоченного не допускают в учреждение.
Областная прокуратура проверила информацию о незаконных методах расследования в отношении министра здравоохранения области и других лиц, обвиняемых в мошенничестве. Об этом «НГ» сообщили в пресс-службе надзорного ведомства. В региональной прокуратуре утверждают, что в соответствии с поручением заместителя генерального прокурора РФ Юрия Пономарёва прокуратура с выездом на место провела проверку распространенных рядом информагентств сообщений со ссылкой на уполномоченного по правам человека в области Алексея Севастьянова о незаконных методах расследования в отношении обвиняемых в мошенничестве (см. «НГ» от 02.11.12) министра здравоохранения Челябинской области Виталия Тесленко, главного врача «Областная клиническая больница №4» Михаила Шуховцева и заместителя главного врача ООО «Санаторий Кисегач» Ивана Сорокуна. Сотрудниками прокуратуры установлено, что все указанные лица содержатся в следственном изоляторе законно на основании постановления суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. По данным надзорного ведомства, в ходе опроса ни один из обвиняемых не пожаловался на условия содержания под стражей. «Они отрицают применение к ним незаконных методов расследования, что подтверждено результатами проведенных медицинских осмотров. Признаков применения насилия, а также ухудшения состояния здоровья в связи с содержанием в СИЗО у обвиняемых не обнаружено», – сообщили в ведомстве. Оснований для применения мер реагирования, по данным областной прокуратуры, в ходе прокурорской проверки не выявлено.
В этом же сообщении региональная прокуратура предостерегла и обратила внимание на недопустимость распространения в СМИ различных слухов и домыслов, а также иных действий, которые можно квалифицировать как незаконное вмешательство в производство предварительного расследования.
Речь идет об инциденте, произошедшем накануне. Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севатьсянов не смог попасть с проверкой в СИЗО-7. Омбудсмену поступило заявление о возможном применении психологического и физического воздействия в отношении задержанных граждан, заключенных в СИЗО-7. Севастьянов запланировал поездку в изолятор, договорился с руководством, но визит не состоялся. По словам омбудсмена, не предъявляя никаких документов, на словах начальник СИЗО-7 сообщил, что в изоляторе введен карантин, и в проведении встреч отказано на неопределенный период. «За два года работы в качестве Уполномоченного я лично посетил все учреждения ФСИН в Челябинской области, в том числе, все следственные изоляторы, провел встречи с тысячами людей. При этом я не делал никаких ограничений по национальности, социальному статусу, полу или возрасту. Для меня и моих помощников встреча с людьми, находящимися в местах принудительного содержания, это ежедневная, обычная работа, – заявил Алексей Севастьянов. – Мне ни разу не отказывали в посещении учреждений ФСИН, даже если в них был карантин. Граждане, попавшие в него, всегда посещались в первую очередь. Считаю запрет на посещение СИЗО-7 со стороны его начальника надуманным. Это больше выглядит попыткой воспрепятствовать деятельности Уполномоченного по правам человека». Севастьянов пояснил, что УИК РФ не накладывает на меня никаких ограничений на посещение заключенных под стражу.
Отказывать омбудсмену в посещении СИЗО у руководства не было никаких оснований, считают южноуральские правозащитники. Член Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Челябинской области Николай Щур пояснил «НГ», что этот изолятор находится на территории УФСБ РФ по Челябинской области, поэтому в подведомственность регионального ГУФСИН не входит. Однако правозащитник заявил «НГ», что омбудсмену даже не нужно уведомлять руководство изолятора или областное УФСБ о своем визите. «Здесь все просто. Нам, как общественникам, чтобы попасть в изолятор, необходимо только уведомить руководство учреждение о своем визите, – заявил «НГ» Николай Щур. – Что же касается Севастьянова, то ему и этого делать не нужно, достаточно просто приехать в изолятор и показать удостоверение».