Вчера в Челябинске состоялась пресс-конференция, на которой представители местной оппозиции обнародовали свои вопросы к УФСБ по региону. Участники протестного движения возмущены действиями силовиков и считают, что обыск в помещении, где проходили выборы в Координационный совет оппозиции, был направлен исключительно на саботирование этой процедуры выборов. Позиция УФСБ состоит в том, что одна из участниц Регионального выборного комитета подозревается в экстремизме.
После обмена оппозицией и УФСБ пресс-релизами (см. «НГ» от 24.10.12) несогласные перешли в контрнаступление. Они созвали пресс-конференцию, на которой пытались выяснить, зачем УФСБ проводило обыск в помещении, где 20 октября с.г. проходило голосование по выборам членов Координационного совета оппозиции.
Одним из организаторов пресс-конференции выступил Алексей Табалов, член федерального политсовета движения «Солидарность» и директор «Школы призывника». Он же являлся арендатором офиса, где проходил обыск. Табалов утверждает, что «неожиданная» находка силовиков в его офисе составила 42 листа текста, отпечатанного на принтере. «Мы убеждены в том, что проведенные обыск и прозвучавшие в пресс-релизе УФСБ России по Челябинской области обвинения в распространении экстремистских материалов – это грубая и заранее спланированная провокация, – пояснил «НГ» Алексей Табалов. – Акция, проведенная с целью сорвать выборы в Координационный совет оппозиции, запугать активистов челябинского протестного движения и в очередной раз предложить гражданам новый нелепый миф о связи оппозиции с исламскими организациями».
Как заявил Табалов, «каждый собственник компьютеров подал заявление в ФСБ с требованием объяснить, на каком основании изъята техника, и сообщить срок, в который она будет возвращена, но ответа так и не получили. Поэтому сегодня с нашим юристом собираемся подать заявление в прокуратуру, потому что это был фактически грабеж. Техника не опечатывалась. Кто знает, что туда можно закачать?»
В мероприятии приняла участие и подозреваемая в экстремизме Алия Мустафина. По словам Табалова, выбор даты проведения пресс-конференции не случаен. 30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Организаторы пресс-конференции считают, что в отношении гражданских активистов, выступающих с критикой действующего режима, развязаны полномасштабная травля и репрессии по политическим мотивам, жертвами которых уже стали десятки людей по всей России.
Между тем, как сообщили «НГ» в пресс-службе УФСБ, 20 октября сотрудниками ведомства с санкции судебных органов проведено оперативно-разыскное мероприятие «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в городе Челябинске по адресу: улица Степана Разина, 4, офис 18, который, по оперативной информации, возможно, используется гражданкой М. (Алией Мустафиной) для хранения литературы запрещенной в РФ террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». «В результате проведения оперативно-разыскного мероприятия изъяты информационные материалы «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и компьютеры, содержание которых требует проверки и дополнительной юридической оценки», – пояснили «НГ» в пресс-службе ведомства.
Любопытно, что за день до проведения пресс-конференции на одном из оппозиционных сайтов Челябинска появилась статья, разоблачающая участников Регионального выборного комитета Южного Урала. При этом главный редактор сайта Андрей Корецкий сейчас находится в больнице. По словам его сына Александра Корецкого, отец доверил управление сайтом постороннему человеку, который и воспользовался моментом. «Мой отец не имеет никакого отношения к данной публикации, поскольку сейчас находится на длительном лечении в больнице, – пояснил Александр Корецкий. – Эту откровенную ложь разместил на сайте человек, которому по глупости он предоставил доступ к сайту перед тем, как лечь в больницу, в надежде, что тот будет помогать поддерживать активность портала». Статья была удалена с сайта, а в Интернете осталась лишь ее копия.
В УФСБ России по Челябинской области пока официальных заявлений в связи с пресс-конференцией оппозиции не делали. «Объективная специфика работы. Дела спецслужб любят тишину, а оппозиционный промысел – громкие крики, – пояснил «НГ» известный челябинский блогер Александр Мельников. – К сожалению, относительно весомые фигуры в региональной несистемной оппозиции в последнее время уходят в тень, а в публичное пространство выходят юные, ничего собой не представляющие, откровенно маргинальные субъекты, к которым трудно относиться сколько-нибудь серьезно».
Челябинск