Кортежи машин, украшенных флагами с символами джихада, для Казани давно уже не редкость.
Фото Раиса Сулейманова
В высших учебных заведениях Татарстана активно распространяются неформальные объединения студентов-мусульман. Ничем не примечательные внешне, эти студенческие организации тем не менее остаются весьма взрывоопасными, ведь идеологией большинства из них был и остается радикальный ислам. При этом если еще совсем недавно деятельность братьев-мусульман из числа студентов крупнейших казанских вузов сводилась к требованиям последовательного введения законов шариата в альма-матер (халяльное питание в столовых, открытие молельных комнат и т.д.), то сегодня молодые люди открыто поддерживают движение религиозных радикалов, активизировавшееся в Казани после терактов 19 июля с.г.
По данным «НГ», сегодня только в Казани в работу исламских студенческих групп вовлечены более 150 молодых людей, представляющих три крупнейших университета столицы Татарстана. Ячейки исламистов организованы по принципу кружков по интересам. В каждом вузе, где действует подобная ячейка, есть лидер, вокруг собраны наиболее идейные последователи – как правило, 15–20 человек, – составляющие костяк организации. Наиболее распространенной формой миссионерской деятельности является организация пикников или праздничных ужинов в специально снятом коттедже или загородном доме, куда братья-мусульмане приглашают однокурсников «интересно провести время».
Туда же приезжают проповедники, в роли которых зачастую выступают выходцы из арабских стран, которые читают студентам лекции об исламском образе жизни и исламских ценностях, противоречащих основным принципам традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба. Нередко в качестве проповедников выступают известные казанские салафиты.
По информации экспертов, анализирующих этнорелигиозную ситуацию в Татарстане, сегодня ячейки исламистов открыто действуют в 14 из 85 вузов Татарстана. В Казани, по словам руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, деятельность неформальных объединений студентов-мусульман координирует организация «Сознание», созданная в 2004 году и возглавляемая Харуном Аскеровым. При этом устойчивой идеологией организации, по словам эксперта, был и остается панисламизм, то есть объединение мусульман вне зависимости от того, к каким религиозным течениям в исламе они себя относят. «Именно поэтому в организации «Сознание» наряду с ваххабитами или последователями идей запрещенной в России международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (Партии исламского освобождения) можно встретить мусульман-традиционалистов и даже русских мусульман», – говорит Раис Сулейманов.
Между тем если до недавнего времени деятельность активистов исламских студенческих организаций в вузах Татарстана сводилась к требованиям последовательного введения в вузах норм шариата (не так давно студенты-мусульмане из Казанского федерального университета требовали введения халяльного питания в студенческих столовых и организации молельных комнат), то сейчас молодые приверженцы радикальных исламских течений стали выходить на улицы. По информации «НГ», нынешним летом часть студентов КФУ открыто поддержала митинги религиозных радикалов, устроенные в центре Казани и казанском парке Победы под сенью черных флагов с белой арабской вязью. Напомним, что тогда организаторы манифестаций из националистического союза татарской молодежи «Азатлык» и скандального прихода мечети Аль Ихлас, в которой, по данным правоохранительных органов, собираются сторонники Партии исламского освобождения, требовали остановить преследования братьев-мусульман, якобы начавшееся после июльской атаки террористов на лидеров Духовного управления мусульман Татарстана. Среди участников автопробега 26 октября, когда по Казани пронеслась кавалькада машин, украшенных черно-белыми флагами с арабской вязью (символы джихада продолжающегося и уже победившего джихада, как поясняют эксперты), также большинство составляли молодые люди до 35 лет и студенты казанских вузов.
По мнению председателя Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, мусульманского богослова Фарида Салмана, опасность дальнейшей активизации радикально настроенной части студентов вузов республики весьма велика. «Поддержка государством традиционного ислама в Татарстане до сих пор остается невнятной, – считает эксперт. – С одной стороны, государство заявляет о своей солидарности с традиционалистами, а с другой ≈ не решается запретить митинги радикально настроенных мусульман. Подобная невнятная позиция, по сути, дает зеленый свет их последователям из числа учащейся молодежи, которая все более безбоязненно начинает демонстрировать свои взгляды».
Казань