Представители движения «За честные выборы» в Челябинске вчера обвинили местное управление ФСБ в попытке срыва выборов в координационный совет оппозиции. Так несогласные отреагировали на обыски в офисе регионального выборного комитета и обвинение одной из участниц акции в связях с исламскими группировками.
Вчера представители оппозиции в Челябинской области распространили заявление, опровергающее сообщение регионального УФСБ, появившееся накануне. Силовики сообщали об обыске в офисе, где базировался Региональный выборный комитет (РВК), который прошел в субботу, 20 октября с.г. Во время обыска в офисе оппозиции, как утверждают в УФСБ, была найдена литература исламистского характера. Сами оппозиционеры заявляют, что обыск был спланированной провокацией УФСБ России по Челябинской области, а обнаруженная литература была заранее подброшена в помещение, занимаемое РВК. «По стечению обстоятельств офис, в который пришли с обыском сотрудники УФСБ России по Челябинской области, является официальной общественной приемной «Школы призывника», занимающейся защитой прав призывников и военнослужащих, и который был любезно предоставлен для работы Регионального выборного комитета и проведения интернет-голосования, – заявили члены Регионального выборного комитета оппозиции. – Никакого отношения гражданка М. к данному помещению не имеет. Проверять же подробности личной жизни и профессиональной деятельности каждого гражданина России, пришедшего в общественную приемную, у нас нет ни желания, ни сил, ни полномочий». В челябинской оппозиции считают, что объяснения пресс-службы челябинского УФСБ не выдерживают никакой критики и оставляют больше вопросов, чем ответов.
Речь идет о распространенной накануне официальной информации УФСБ по Челябинской области. В поле зрения силовиков попала некая Алия Мустафина, которая, по данным УФСБ, еще в 2004 году прошла вместе со своим мужем обучение в бугурусланском медресе «Институт Аль-Фуркан» и предположительно стала содействовать в распространении экстремистских видеоматериалов. Сотрудникам УФСБ удалось установить, что Мустафина вошла в доверие к лидерам российского оппозиционного движения Сергею Удальцову и Борису Немцову. «Политическая неразборчивость оппозиционеров позволила приверженцам идеи «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» войти в число активных участников либерального движения, чьи цели в части изменения сложившейся в стране политической системы, вероятно, являются для них очень близкими», – заявили в УФСБ. Сами выборы в координационный совет силовиков, по их словам, не интересовали вовсе.
Иначе считают представители оппозиции. Челябинский правозащитник, лидер регионального отделения движения «Солидарность» Алексей Табалов пояснил «НГ», что субботняя акция – не что иное, как «новая форма борьбы с оппозицией». Он считает, что найденные документы появились в офисе не случайно. «Да, Аля (Алия Мустафина. – «НГ») в день голосования, в субботу, утром была в офисе, который я предоставил для работы Регионального выборного комитета, но позже уехала по своим делам, – заявил Алексей Табалов. – Однако обыск и изъятие техники проходили в моем офисе в отсутствие так называемой подозреваемой. Меня никак о проведении оперативно-разыскных мероприятий не уведомляли и даже до сих пор не объяснили, на каком основании из моего офиса изъяты два компьютера (два из пяти компьютеров, изъятых во время обыска. – «НГ»). Кроме того, раз ее обвиняют в таком серьезном преступлении, то почему она до сих пор не задержана? Этот обыск и все это дело – просто цирк. Сказки про Госдеп и иностранные гранты уже не действуют, теперь вот власти запустили новую волну дискредитации оппозиции – обвинения в получении денег из Грузии и связи с исламистскими группировками». Правозащитник заявил «НГ», что ни к нему, ни к Алии Мустафиной у ФСБ до сих пор никаких вопросов не возникло. По словам Табалова, Мустафина действительно являлась членом РВК, однако о связи ее с какими-либо исламскими группировками ему не известно.
Известный челябинский блогер Александр Мельников пояснил «НГ», что на данный момент полной фактурой по данному делу никто не владеет, потому выводы делать очень сложно. «Репутация обеих сторон, спецслужб и местных оппозиционеров, не позволяет мне склониться на чью-либо сторону – не исключен любой из вариантов. Да, против оппозиции сейчас очевидно ведется политическая кампания, в логику которой вписываются и провокационные действия спецслужб. Но и ряды оппозиционных активистов, безусловно, подпитываются в том числе экстремистами и другими гражданами с сомнительной биографией и с сомнительными целями», – заявил Александр Мельников.
Челябинск