Новый ФОК в Автозаводском районе готов на 80%. Фото с сайта администрации Нижнего Новгорода
Может быть, майя и предсказали конец света 23 декабря 2012 года, но в Нижнем Новгороде эту дату ждут раньше - в День народного единства. Ждут как Второго пришествия, в авральном режиме стремясь именно к этой дате закончить наконец начатые грандиозные проекты.
Все, что затевалось в Нижнем Новгороде в последние годы или месяцы, будет торжественно открыто именно в этот день, не раньше, не позже. Пущена первая станция метро «Горьковская» в нагорной части – до сих пор метрополитен курсировал лишь в заречных районах. Правда, власти уже предупредили горожан, что станция откроется не полностью и будет достраиваться потом. Закончится реконструкция улицы Рождественской. Ее благоустройство растянулось практически на все лето и пол-осени, даты окончания ремонта откладывались, но 4 ноября в Нижнем теперь святой день, и бульдозеры срочно разравнивают раскопанную землю. Будет достроена 13-я башня кремля, Зачатьевская. Она была разрушена оползнем еще 400 лет назад. Но теперь возведен аналог башни из современного розового кирпича. Вокруг нее теперь активно благоустраивается территория. Будет пущен физкультурно-оздоровительный центр в Канавинском районе. Открыта крупная дорожная развязка от метромоста. А еще улица Горького, одна из центральных в городе, закрытая в 2008 году. Обновится парк Победы. Будет обустроена Нижневолжская набережная. В конце недели несколько десятков людей для этого срочно возводили вдоль Волги балюстраду и тут же красили ее в белый цвет. На этой неделе губернатор Валерий Шанцев лично проверил готовность объектов.
Фактически это все крупные проекты, затеянные в городе в последнее время. Но делаются они, как водится в России, не просто в силу городских потребностей и необходимости – а к торжественной дате. Всегда в последний момент. С риском не успеть. И не имея возможности не успеть одновременно. Преподносятся как подарок к празднику. И как подвиг во имя. Пусть часто и доводятся до ума уже потом, после открытия. Главное, ленточка перерезана в дату. Традиция эта существует в нашей стране уже многие-многие годы, превратившись в особый стиль государственного управления.
С установлением нового праздника 4 ноября нижегородские власти почувствовали особую гордость за своих земляков-предков, и крупные достройки-перестройки в Нижнем Новгороде стали сдаваться именно к этому дню. Год от года количество «приуроченных» объектов растет. И соответственно каждое 4 ноября становится днем презентации нижегородского губернатора Шанцева федеральному руководству. (Строительство самых знаковых из них он курирует лично.) В прошлом году в этот день Нижний Новгород одновременно удостоили визитом Владимир Путин, Дмитрий Медведев и Патриарх Кирилл. В этом, как говорят, может опять приехать Путин. Ну уж кто-то из первых точно. Ведь в этом году еще и юбилей, и к 400-летию нижегородского ополчения количество сдаваемых объектов перекрыло все прежние рекорды.
На сайте госзакупок был размещен заказ на сумму 15 млн. 200 тыс. руб. на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий в День народного единства в Нижнем Новгороде. Из песка сделана скульптура Минина, призывающего народ идти на Москву, с исторической картины Константина Маковского. И это единственный объект, сданный к празднику досрочно. Пока скульптура стоит на главной площади города в палатке, скрытая от дождей, ветров и горожан.
При этом сами нижегородцы в отличие от властей воспринимают 4 ноября довольно индифферентно. Мэрия на своем официальном сайте провела опрос: «Чем для вас является День народного единства?» Около 38% ответили, что рассматривают 4 ноября как дополнительный выходной.
Так что «датский» ажиотаж имеет значение только для властей. Так они играют сами с собой и себя стимулируют. Так проявляется катастрофическое мышление – поставить себя в состояние угрожающего цейтнота, «умри, но сделай» и «не сделаешь – умрешь».
Просто делать свою работу – это сложнее. Тут необходима структура с палитрой вариантов поведения и степеней свободы. Вера в то, что делаешь, и постоянная, системная, а не авральная дисциплина.
Но мы так не привыкли. Нас сплачивает беда или враг. Только страх катастрофы, жесткие рамки «пан или пропал» способны по-настоящему мобилизовать и начальников, и исполнителей, чтобы пуститься в подвиг. Тогда любые иные потребности отметаются, и весь государственный ли, муниципальный ли, или просто человеческий организм резонирует на выполнение суперважной задачи. Потом наступают головокружение от успехов и расслабление. Пока не будет назначен новый день подвига.
Такая система вызывает всеобщее привыкание. Ведь трудиться в катастрофическом режиме – вариант зависимого подведения, поскольку сама модель предусматривает смену периодов ломки, кайфа и снова ломки и т.д. Выброса «гормонов счастья», а потом острую их нехватку.
И поэтому, когда реальной катастрофы не предвидится, приходится этот страх моделировать. Создавать те самые последние дедлайны, за которыми начинает грезиться апокалипсис. Ничего, до 4 ноября уже недолго.
Нижний Новгород