Губернатор Владимир Миклушевский пообещал региону бюджетную революцию еще в марте.
Фото с официального сайта губернатора Приморского края
Администрация Приморья вынесла в Заксобрание проект бюджета на три предстоящих года. Главы территорий края взбунтовались, требуя пересмотра документа, а представители парламентской оппозиции заявили, что поддержат их, проголосовав против документа.
Доходы краевой казны в 2013 году составят 63,7 млрд. руб., расходы – 67,4 млрд. руб., то есть дефицит составит 3,6 млрд. руб. Траты снизятся на 20 млрд. руб. Несмотря на то что документ провозглашает приоритетным развитие здравоохранения, образования, ЖКХ и жилищного строительства, а также рост доходов населения и снижение бедности, реальные расходы на социальные статьи снизятся почти на 40%. Меньше средств получат сельское хозяйство и рыболовство, здравоохранение, физкультура и спорт, образование.
Чиновники не предусмотрели финансирование программ модернизации здравоохранения, поддержки береговой рыбопереработки, обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и т.д. Зато вырастет финансирование нацбезопасности, правоохранительной деятельности, общегосударственных вопросов и СМИ. Дополнительные средства предусмотрены на профилактику экстремизма и терроризма, правонарушений и борьбу с преступностью.
Как пояснила директор департамента финансов Татьяна Казанцева, урезание расходов обусловлено завершением ряда краевых программ и окончанием федеральной программы подготовки Владивостока к саммиту АТЭС. Как бы между прочим чиновница заметила, что краевые бюджеты прошлых лет признавались одними из лучших в стране.
Нынешний документ – финансовый дебют губернатора Приморья Владимира Миклушевского, который после назначения в марте с.г. пообещал краю «бюджетную революцию». Контрольно-счетной палате краевого парламента проект не показался идеальным, а главы территорий края взбунтовались: четыре года подготовки Владивостока к саммиту они и так выживали на призывах потерпеть. Строительство многих объектов к форуму софинансировал краевой бюджет, а муниципалитеты были посажены на голодный паек. «В нашей стране выстраивается «финансовая вертикаль власти»: значительная часть налогов, собираемых на территории, перенаправлена в краевые и федеральный бюджеты. Если в 2000 году в бюджет Владивостока попадало 45% налогов, то сейчас около 20%. Города становятся все более дотационными, а мэры – зависимыми от воли краевых и федеральных чиновников», – считает председатель правления Совета муниципальных образований Приморья Сергей Рудица. «При таком краевом бюджете я не смогу участвовать в софинансировании ни одной программы. У меня казна на следующий год меньше, чем в текущем, – сокрушается мэр Артема Владимир Новиков. – Почему наши бюджеты лучшие в стране, а Приморье – худший по бюджетной обеспеченности край в регионе?». «Навесили на нас полномочий, как блох на собак, а денег не добавили. Глава района и мэр превратились в попрошаек, – возмущен мэр Арсеньева Александр Дронин. – Дамбу прорвало – виноват глава, гаражи смыло – опять глава. Если мы примем краевой бюджет в таком виде, то через два-три года некому мэрами будет работать. Потому что никто не хочет сидеть в тюрьме неизвестно за что».
Предложение совета сводится к пересмотру правил: оставлять большую часть собираемых налогов территориям, как это делается в соседних регионах. Представители фракций КПРФ, СР и ЛДПР в краевом парламента заявили, что прислушаются к людям и не проголосуют за документ даже в первом чтении. Депутаты-единороссы хранили молчание, что спровоцировало эмоциональный спич мэра Уссурийска единоросса Сергея Рудицы: «Не подставляйте нас перед людьми, поднимая руки за такой бюджет. На выборах Думы Владивостока, где лидировала «Единая Россия», пришли лишь 12% избирателей, вам такая «поддержка» о чем говорит?»
Но спикер краевого парламента единоросс Виктор Горчаков напомнил коллегам о контрольных сроках принятия документа. «Определены общие контуры, а главный недостаток, вызывающий претензии, – это неготовность ряда базовых программ, определяющих характер расходов. Это порождает ощущение сырости документа, но ждать окончания этой работы мы не можем, – убеждал спикер. – Документ должен быть наполнен конкретными статьями, полагаю, что в процессе работы или дефицит увеличится, или будет пересмотрена часть программ». Его однопартиец Сергей Сопчук был резче к мэрам, кстати, впервые приглашенным на подобный разговор: «Хватит лить слезы, мы бюджет обсуждаем, а не ваши проблемы». Надо, дескать, выдвигать конкретные предложения и подавать их так, чтобы никому нельзя было отклонить. А Татьяна Казанцева обвинила мэров в непонимании законов, чужих проблем и глобальных задач, неумении искать источники пополнения собственных бюджетов и вести финансовые дела. «Мы готовы обсуждать изменения, но только с профессионалами», – отрезала чиновница.
«Специалист может засыпать мэров терминами, осадить их, требуя конкретные предложения, но они ведь не экономисты, и это не их задача. Но они могут представить потребности территорий, а искать выход обязаны экономисты краевой администрации», – сказал НГ» глава фракции ЛДПР Евгений Зотов. – Как показывает практика, если согласуем проект в первом чтении, то он будет принят в нынешнем виде».
Владивосток