0
33831
Газета Регионы России Интернет-версия

09.10.2012 00:00:00

Псевдо-"Жатецкий Гусь"

Тэги: законы, бренды, подделка, имитация


Если вы придумали что-то интересное и востребованное, обязательно найдется желающий воспользоваться этим в своих личных целях. В древние времена это могло быть причиной войн. Однако в наше время завладеть чужими благами силой проблематично, но можно сделать это интеллектуальным способом. Подделывать, конечно, опасно, и не все решаются на это. А вот для имитаций возможности самые широкие.

По статистике, более 80% из нескольких тысяч новых торговых марок, появляющихся на рынке ежегодно, живут не более года. Все потому, что абсолютное большинство людей недоверчиво относятся к неизведанному новому – производителю необходимо долго и затратно рассказывать людям о новом товаре, постепенно формируя желаемый образ. И только товары, обладающие заданным стабильным уровнем качества и соответствующей ему ценой, становятся брендами, прочно обосновавшимися на рынке.

Однако определенное количество людей считают, что коммерции претит всякая мораль и паразитировать на чужой известности не зазорно. Первыми в 90-х стали имитировать раскрученные марки турецкие и китайские фирмочки: все помнят такие смешные сегодня марки, как Abibas, Malboro, Naik, Levins, Rebok и т.д.

Интересно, что бренды-имитаторы отнюдь не являются изгоями. Они прекрасно продаются, патентное законодательство во многих случаях формально не нарушено и тяжбы с брендами-клонами крайне трудны. В 2002 году французская фармкомпания Sanofi подала иск к заводу «Ферейн», который входит в состав ЗАО «Брынцалов А». В Sanofi были недовольны тем, что предприятие выпускает неплохо продающийся препарат нош-бра, по названию и элементам оформления упаковки схожий с препаратом но-шпа, производимым Sanofi. Несмотря на то что на сторону французской компании тогда даже встало Министерство по антимонопольной политике (МАП), обвинившее ЗАО «Брынцалов А» в недобросовестной конкуренции и постановившее прекратить реализацию препарата нош-бра, в результате удалось добиться от «Ферейна» лишь изменения оформления упаковки.

Сегодня производители-имитаторы действуют более изящно и креативно. В апреле этого года арбитражный суд Москвы подтвердил решение Роспатента, которым крупнейшему в РФ производителю пива ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» было вторично отказано в регистрации товарного знака Zatecký Gus.

Все дело в том, что это пиво позиционируется как чешское: буквы «Ž» и «ý» в названии выполнены в характерной для чешского языка манере, надпись «TRADIČNÍ SVĔTLÉ PIVO» выполнена на чешском языке и означает «традиционное светлое пиво», функционирует свой веб-сайт, зарегистрированный в зоне cz. И, наконец, реклама по «знаменитой» чешской легенде о гусе, который помогал пивоварам города Жатец отбирать для приготовления пива хмель.

На самом же деле пиво не имеет отношения к Чехии и не имеет лицензии ни в Чехии, ни в любой другой стране. Именно поэтому Роспатент и отказал нашим пивоварам на том основании, что товарный знак вводит в заблуждение – потребитель может решить, что пиво родом из Чехии.

Президент Чешской ассоциации пивоваров Ян Веселый, комментируя этот прецедент, отметил, что не существует никакой легенды, связанной с Жатецким Гусем, и назвал это «…украденной чешской идентичностью и …маркетинговыми ходами в грязной форме, так как вся рекламная кампания (пива «Жатецкий Гусь») строится на обмане потребителя, который считает, что пиво и правда чешское».

Интересно, что производитель пива уверен – все россияне знают, что это российский пивной бренд. Название марки, по его версии, – фантазийная комбинация букв, ведь слово «гусь» на чешском языке пишется по-другому – husa. Особо интересным аргументом является то, что россияне, мол, не особенно разбираются в географии и не поймут – что это за город Жатец.

Как бы то ни было, чешское пиво – само по себе бренд, в сознании большинства людей это ассоциируется с одними из лучших сортов пива в мире. А такая ассоциация – залог успеха при продвижении продукта.

Погоня за ассоциациями и имитация известных брендов могут доходить и до смешного – так, Валуйский ЛПЗ выпускал водку «Зеленая миля», ассоциирующуюся с киношедевром и одновременно очень напоминающую по дизайну бренд «Зеленая марка». Стоит ли говорить, что в рекламном проспекте производитель обращает особое внимание на «уникальность своего продукта».

Так что до тех пор, пока в России не будет такого же отношения к авторскому праву, как на Западе, – как со стороны законодательства, так и в умах людей, – мы будем обречены на регулярные встречи с товарами-«двойниками».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1626
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1399
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1260
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
891

Другие новости