Фото Reuters
Сентябрь начался для наших авиаперевозчиков непросто. Впрочем, трудно было ожидать иного после поистине триумфальных летних месяцев, продемонстрировавших, что российская гражданская авиация успешно развивается даже тогда, когда у остального летного мира – проблемы. Тут и новости о продолжающемся вот уже несколько лет росте пассажиропотока, и публикации данных отчетности, демонстрирующих последовательный рост финансовых показателей. Об этом же говорят и объективные показатели – так, компания «Аэрофлот» вошла в топ-10, по данным Air Transport World, наиболее прибыльных авиаперевозчиков мира. По данным Airline Business, эта же компания занимает третье место в Европе по финансовым результатам. В общем, не погрешу против истины, если скажу, что всему миру стало ясно – лучшие авиакомпании России перешли в высшую лигу.
В этой высшей лиге пришлось тут же столкнуться с ожесточенной конкуренцией и с борьбой за место под солнцем. И это оказалось внове для нас – привыкших к тому, что основная борьба идет внутри страны между наиболее крупными авиакомпаниями. Эта внутренняя конкуренция, а также тот факт, что наши крупнейшие авиаперевозчики уже давно вышли за пределы, скажем так, второго дивизиона, где с нами никто не смел даже тягаться, породили некоторые иллюзии, что там – в высшей лиге, нас ждут с распростертыми объятиями. Оказалось, что ждут. Но не с объятиями, а с заряженными «акулами пера» и с расчехленными орудиями средств массовой информации. Первый удар был нанесен еще в конце августа – начале сентября, когда «Аэрофлот» прощупывали на прочность, разместив в нескольких СМИ статьи о том, что, дескать, в Брюсселе кому-то не понравилась реклама авиакомпании в метрополитене, а также о том, что перевозчик заплатил в США штраф в смешные несколько тысяч долларов.
После этой «разведки боем» за океаном внимательно отследили реакцию в российских СМИ. Надо ли говорить, что наши журналисты в массе своей с улюлюканием «поймали мячик» и начали самозабвенно крушить направо и налево, поддерживая западный кампф против крупнейшей российской авиакомпании. Не остались в стороне и так называемые «правозащитники», которые также присоединились к когорте критиков гражданской авиации нашей страны. В общем, все как всегда: облить грязью и смешать с землей своего – куда приятнее, чем разобраться, «откуда ноги растут» и кому выгодно.
Удовлетворенные реакцией, заказчики информационной войны против «Аэрофлота» подготовились и – через три недели после первой волны – запустили вторую дискредитирующую компанию. 20 сентября на сайте «Голос Америки» вышел гигантский материал почти на 30 тыс. знаков (для понимания – это больше, чем разворот в газете), бьющий прямо в лоб: «Проклятие российской авиации». В тот же день в «Новых Известиях» было опубликовано интервью с руководителем Шереметьевского профсоюза летного состава Игорем Дельдюжовым, недавно уволенным из «Аэрофлота» и по суду восстановленном на рабочем месте. Казалось бы, что общего у этих двух материалов? Как выяснилось, общего очень много. Я бы даже сказал, подозрительно много.
Материал «Голоса Америки» тенденциозен и являет собой образчик черного пиара: достаточно сказать, что для обоснования тезиса о недостаточно бережном отношении к российским летчикам со стороны их руководства, автор статьи использует... данные опроса летчиков шведских авиалиний и британской компании EasyJet. Он же использует и летные «страшилки», пересказывая действительно опасные ситуации, сложившиеся в ходе полетов американской JetBlue и канадской Air Canada. Казалось бы, при чем тут «Аэрофлот»?
Вопросы пропадают после внимательного прочтения интервью с пилотом Дельдюжовым, которое имеет целый ряд смысловых совпадений с резолютивной частью статьи в «Голосе Америки». Более того, есть чуть ли не текстуальные совпадения. «Все мы знаем, что работа летчика гражданской авиации хоть и связана с повышенной опасностью, но, в общем, не так уж и сложна, правильно? Главное – взлететь и сесть. В промежутке между этими двумя действиями самолетом управляет автопилот», – это «Голос Америки». А вот интервью в «Новых Известиях»: «Существует народное мнение, что пилоты работают только при посадке и взлете, а остальное время полета всем занимается автопилот, а летчики сидят и ничего не делают».
Надо сказать, что и аргументация, которую использует Дельдюжов, и аргументация, приводимая автором статьи с американского сайта, практически идентична. Просто пилот в силу объема и формата вынужден быть более конкретным, а у американского борзописца объем позволяет растекаться мыслью по древу. Тем не менее оба они подводят читателя к мысли, что летать самолетами российских авиакомпаний не стоит. Занавес...
Поведение Дельдюжова поразительно. Всем известно, что летчики «Аэрофлота» получают зарплату по 300–400 тыс. руб., имеют отличный соцпакет и особые льготные условия службы. И вот эти летчики на оную службу жалуются! Вряд ли их поймут, к примеру, спецназовцы, ежедневно рискующие своей жизнью за 80 тыс. руб. в месяц, или работники военных заводов, вкалывающие по две смены подряд за зарплату в разы меньше «аэрофлотовской». Но речь даже не о совести пилотов, не об их адекватности, не о том, что следует соизмерять свои требования с реальностью, которая их окружает. Речь о том, что, как мы видели из вышесказанного, фактически пилот авиакомпании профессионально работает на обрушение авторитета собственного работодателя и – шире – целой отрасли – российской гражданской авиации. Работает в интересах конкурентов – американских и европейских. И поет их же голосом. Голосом Америки.
Слушая это сладкоголосое пение, понимаешь, что совсем не зря уволили так называемого «руководителя Шереметьевского профсоюза летного состава» Игоря Дельдюжова. Совсем не зря.