Занятые железнодорожными путями территории около трех московских вокзалов архитекторы предлагают превратить в парковую зону.
Фото Олега Ласточкина (НГ-фото)
Международное жюри подвело итоги конкурса на разработку проекта концепции развития российской столицы и присоединенных к ней в июле 2012 года территорий. Лучшим проектным решением развития Московской агломерации и Большой Москвы были названы разработки франко-российской команды ANTOINE GRUMBACH & ASSOCIES Sarl. Лучший проект формирования нового федерального центра выполнила американская Urban Design Associates Ltd. Накануне москвичам представили проект агломерации, создатели которого предложили путь развития города почти на 50 лет вперед.
Открытый международный конкурс по разработке концепции развития московской агломерации был объявлен в конце 2011 года. Сначала в отборе участвовали 67 ведущих архитектурных и градостроительных бюро из России и 19 стран. Среди них были отобраны и получили право разрабатывать собственные концепции девять творческих союзов, в том числе из Италии, Франции, Испании, США, Голландии и России. Проекты оценивало жюри конкурса, в которое вошли президент Союза архитекторов России Андрей Боков, декан Высшей школы урбанистики университета «Высшая школа экономики» Александр Высоковский, урбанист из Испании Алфонсо Вегара, куратор проекта «Большой Париж» Морис Леруа, советник министра транспорта США Вукан Вучик и член Берлинской палаты архитекторов Хильдебранд Махляйдт. Возглавлял жюри заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин. Победа в конкурсе, по сути, условна – это признание заслуг одной из команд урбанистов. При этом столица будет использовать наработки всех групп архитекторов, участвовавших в творческом состязании. На основе материалов всех рабочих групп, представленных жюри, будет составлено техническое задание для корректировки Генплана развития Москвы.
Тем не менее лучшим проектным решением развития московской агломерации и Большой Москвы в итоге была названа концепция франко-российской команды ANTOINE GRUMBACH & ASSOCIES Sarl. Накануне представили свои идеи москвичам авторы – разработчик проекта трансформации французской столицы «Большой Париж» Антуан Грюнбах, знаменитый французский урбанист Жан-Мишель Вильмотт и известный российский архитектор Сергей Ткаченко.
Антуан Грюнбах отмечает, что франко-российская концепция подразумевает линейное развитие города на новых территориях, которое может быть копировано в разных направлениях – например, на Санкт-Петербург или на восток. «Нам надо было найти ДНК города, делающую его специфическим, ведь нужно сделать так, чтобы Москва в итоге осталась сама собой, а не была похожа на Нью-Йорк, Лондон или другой мегаполис, – говорит Антуан Грюнбах. – Когда мы стали изучать структуру города, обнаружили большие кварталы, внутри которых сохранялось озеленение. Мы решили сделать их кирпичиками, из которых и будет строиться Новая Москва. Но начать нужно с развития системы общественного транспорта, которая даст городу будущее».
Жан-Мишель Вильмотт подчеркивает огромный потенциал трансформации российской столицы. «Есть промышленные зоны, практически заброшенные пока места возле вокзалов, берега Москвы-реки и огромные территории вокруг города, – перечисляет архитектор. – Это первое, над чем надо будет работать. Мы бы хотели сделать город, в котором люди жили бы ближе к природе, в квартирах побольше и подешевле, чем сейчас. Чтобы они поменьше времени тратили на дорогу на работу. Это не только урбанистический, но и гуманистический проект».
Авторы проекта предлагают сделать осью развития Большой Москвы новую радиальную ветку скоростного метро «Новая московская линия» – NML, которая пройдет от трех вокзалов через Коммунарку и Троицк, к подмосковному Рыжову и соединит старую Москву с ее новыми районами практически до Калужской области. Окрестности вдоль линии планируется сделать зелеными оазисами, вокруг будет формироваться жилая не слишком плотная застройка. Так, железнодорожные пути около вокзалов планируется убрать под землю и на месте сегодняшних промзон с рельсами создать новые удобные для жизни кварталы, засаженные деревьями.
Линия быстрого метро зеленым бульваром должна пройти с северо-востока Москвы на юго-запад, и расстояние между ее станциями будет около шести километров. Чтобы москвичам было удобнее добираться из одной части города в другую, NML нуждается во вспомогательной сети наземного транспорта – трамваях, монорельсовых дорогах, скоростных автобусах, расстояние между остановками которых по проекту не должно превышать 1 километра.
Ось развития столицы, перпендикулярная NML, – Москва-река, берега которой планируется активно осваивать, благоустраивать и соединять, образуя новые связи между районами. Например, в Тушине и Курьянове предполагается возвести архитектурные мосты, которые должны стать культурными доминантами районов.
Еще одна перпендикулярная «Новой московской линии» ось развития – ветка легкого метро, соединяющая московские аэропорты. Вокруг столицы, по линии ЦКАД в Подмосковье, предлагается создать сеть логистических пунктов, которые позволят избежать большого трафика автотранспорта через мегаполис.
Прогнозируется, что в Новой Москве будут жить около 14 млн. человек, однако это должен быть город нового уровня благоустройства и развития, который архитекторы хотят сделать столицей Евразии. Новые земли, по проекту, предлагается включать щадяще – сохраняя дачи и частные дома, расположенные на этой территории. По франко-российскому проекту, существенного резкого роста населения столицы создание агломерации не вызовет, однако примерно 2,5 млн. человек будут перераспределены по площади города для того, чтобы жизнь в нем была более комфортной. По мнению разработчиков проекта, на развитие Новой Москвы потребуется в общей сложности 7,5 трлн. руб.
«Город, который закончен, – это мертвый город. Процесс изменения не завершится никогда, а наш проект – это возможное будущее Москвы до 2047 года», – говорит Антуан Грюнбах.