0
1344
Газета Регионы России Интернет-версия

31.08.2012 00:00:00

Он реально работает

Вячеслав Данилов

Об авторе: Вячеслав Николаевич Данилов - политолог, главный редактор сайта Liberty.ru.

Тэги: выборы, губернаторы


Более 30 человек на пять бюджетных мест. Это не конкурс в МГИМО – это реальность нового политического сезона. 14 октября 2012 года в Россию возвращаются выборы глав субъектов Федерации. Амурская, Белгородская, Брянская, Новгородская и Рязанская губернии рискуют сменить начальство. До 3 сентября, когда в последней – Брянской – области завершится срок подачи «абитуриентами» пакетов документов в «приемные комиссии», число претендентов на объявленные вакантными должности может сократиться. Кто-то не преодолеет муниципальный фильтр.

Выборов глав регионов не проводилось уже два полных парламентских цикла (по старому расчету). Таким образом, грядущие выборы окажутся тестом для политических партий на способность выставить конкурентоспособного кандидата – одного на регион. Процедура, очевидным образом отличающаяся от выборов в региональные легислатуры, на которых партии предлагают избирателю целое меню из лиц под собственным брендом.

Малые партии – как новые, так и старые, знакомые из рассасывающегося несистемного поля – не станут серьезным игроком на губернаторских выборах. Их возвращение в большую политику также пройдет через своего рода муниципальный фильтр: сначала они будут, ругаясь друг с другом, тягаться с кандидатами от парламентских партий на должности мэров. Уровень состоятельности их претензий покажут Химки. Этой осенью ближнее Замкадье станет местом настоящего паломничества так называемой демократической оппозиции. По иронии судьбы лидеры протестных масс проснувшегося среднего класса крупных городов вынуждены тестировать свой потенциал в городах малых и средних.

«Единая Россия» выставила кандидатуры везде, где пройдут выборы глав регионов. В трех случаях это действующие руководители, в двух – и.о. Правящая партия вообще стремится не пропускать никакие выборы. Она старается бороться за инициативу везде, даже там, где по тактическим соображениям имело бы смысл отступить. ЛДПР также берет «низкий старт» во всех пяти регионах.

КПРФ и СР отказались выдвигать своего кандидата в Белгородской области, где фигура единоросса-губернатора Евгения Савченко выглядит незыблемой. «Правое дело» пропустит выборы в Брянской области, там же и в Амурской области не выдвигают своего кандидата «Патриоты России».

Наиболее конкурентными будут выборы в Рязанской, Новгородской и Брянской областях. Здесь действующим главам регионов противостоят сильные кандидаты. В Рязанской области выдвигались кандидаты от всех парламентских партий. К ним присоединились кандидаты от «Яблока», Партии пенсионеров, «Новой России», «Коммунистов России» и «Патриотов». С учетом отказавшегося сдавать подписные листы представителя ПАРНАСа в Амурской области в губернаторских выборах примут участие кандидаты от 12 партий.

Муниципальный фильтр, на который так жаловались оппозиционеры – требование законодательства, согласно которому для регистрации кандидата в ИК необходимо собрать от 5 до 10% голосов муниципальных депутатов, – в действительности сыграл в их пользу. Процедура сбора подписей по региональным городам и весям растягивает сроки кампании, а любые попытки врубить админресурс, чтобы помешать местному оппозиционеру эти подписи получить, чреваты скандалом. Выплеснувшись в местные СМИ, обрастая слухами, эти конфликты подогревают интерес к выборам и местной политике как у аборигенов, так и у федералов, к которым обиженные бегут жаловаться. В результате фаворит губернаторской гонки, обычно это представитель действующей власти, не может приватизировать выборы, сделать их незаметными для оппонентов и недовольных.

Вообще же выдвижение кандидатов для участия в выборах губернаторов показывает, как партии работают на уровне муниципалитетов. Не секрет, что самые мощные позиции на низовом уровне имеет «Единая Россия». Вопреки распространенному в СМИ мнению, в период перманентной муниципальной кампании весны–лета 2012 года правящая партия весьма существенно укрепила свои позиции в муниципалитетах. Проигрыш Ярославля стал болезненным ударом, но, потеряв город, правящая партия сохранила за собой страну – практически всю малоэтажную Россию. Всю весну и лето ЕР занималась последовательным наведением порядка в своих местных организациях. Делалось это не только из общих соображений «укрепления внутрипартийной демократии», но также и с прицелом на возвращающиеся выборы глав регионов, и в ответ на вызов оппозиции, обещавшей захватить города. В результате кандидат-единоросс не только легко преодолевает муниципальный фильтр, партия в состоянии мобилизовать низовой актив для присвоения фильтра – использования его для решения своих политических задач.

Еще одна технологическая новинка «Единой России» – предварительное голосование. Этот инструмент работает даже тогда, когда кажется, что он сломался. Предварительно голосование позволяет партии запускать кампанию раньше оппонентов, мобилизуя муниципальный актив. Это здорово работает и в рутинной ситуации выборов с явным фаворитом при условно-закрытых праймериз, и в ситуации брендированной ЕР ротации региональных политических элит, как на сахалинских выборах, где праймериз были максимально открытыми. В итоге у людей возникает ощущение, что на праймериз уже все решено. Выборы как таковые превращаются в процедуру формального утверждения выдвинутого на праймериз кандидата. Оппоненты ЕР и сочувствующие им медиа любят раздувать скандал из внутрипартийных дискуссий и противоречий, которые выходят наружу во время проведения предварительного голосования. Однако эти скандалы позволяют единороссам захватывать информповестку с тыла. В результате получается почти полное доминирование ЕР в местных и федеральных СМИ.

Что действительно выпало в осадок муниципального фильтра, так это «серые лошадки». Кампания по выдвижению кандидатов показывает, что на выборы идут только известные в регионах люди, не пришлые варяги и не теневые фигуры. Это значит, что процесс элитообразования в регионах в целом завершен, что, разумеется, не исключает местных позиционных боев. Выборы могут стать площадкой для арбитража. О том, какая из элитных группировок имеет «больше прав», будет судить народ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
448
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
497
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
620
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
507

Другие новости