Громкие акции молодых татарских радикалов под черными флагами с белой арабской вязью, которые можно было наблюдать в самом центре Казани в минувшее воскресенье, до боли напоминают события 1991 года, когда республиканские власти свезли в город со всех концов Татарстана агрессивных молодых людей и дали им вволю поскандировать единственное слово – «азатлык» («свобода» по-татарски). Правда, тогда единственной целью было припугнуть Москву, убедив вождей победившей российской демократической революции, что единственный человек, способный удержать Татарстан от неминуемого выхода из состава РФ, – это поддержавший ГКЧП Минтимер Шаймиев. Нынешние протестные настроения «братьев-мусульман», даже если они снова управляются Казанским кремлем, рискуют выйти из-под этого контроля.
Митинг национал-сепаратистов из Союза татарской молодежи «Азатлык», прошедший 5 августа на площади перед Театром имени Галиаскара Камала, собрал 200 человек. Неделей раньше там прошла такая же акция, с аналогичными лозунгами и целями. Националисты выступают в защиту «братьев-мусульман», якобы преследуемых в Татарстане после атаки на лидеров татарского муфтията 19 июля. Они призывают к скорейшему отделению республики от России, отправке в отставку и под арест нынешнего президента Татарстана Рустама Минниханова, а также бывшего министра внутренних дел республики, а ныне – вице-премьера республиканского правительства Асгата Сафарова. Место, где националисты защищали единоверцев, для них не рядовое. Театральная площадь интересна для «Азатлыка», пожалуй, не столько своим расположением – в самом центре Казани, на берегу озера Кабан, где по старинной легенде хранятся несметные ханские сокровища, – а тем, что с конца 90-х она носит среди татарских националистов неофициальное название «площадь Джохара» (Дудаева, конечно), которого те почитают как шахида.
Акция, как отмечают наблюдатели, прошла по канонам шариата. Ее участники были разделены на мужскую и женскую половины, словно речь шла не о гражданской манифестации, а о молитве в мечети. За порядком наблюдала собственная служба безопасности – несколько крепких ребят, заставившие убрать случайно появившийся в толпе российский триколор. Полиция никак не отреагировала на событие, да и вообще предпочитала не обращать особого внимания ни на сворачивание российских флагов, ни на появление взамен черных полотнищ с белой арабской вязью (символика, свидетельствующая, как отмечают эксперты, что на данной территории идет священная война – джихад), продемонстрировав полную пассивность власти в отношении национал-сепаратистов. Случайно ли?
Контуры воскресных акций татарских радикалов на «площади Джохара» были прекрасно видны еще зимой, когда радикалы из движения «Азатлык» стали проводить свои первые политические мероприятия, лозунги которых сводились к одному: скорейшему выходу из состава России и превращению Татарстана в исламское государство на Волге.
Кульминацией протестных настроений, которые удалось оседлать национал-сепаратистам из «Азатлыка», стала массовая манифестация в Казанском кремле в апреле, когда сотни «братьев-мусульман» приехали поддержать свергнутого имама-хатыба соборной мечети Татарстана Кул Шариф Рамиля Юнусова (бежал после терактов 19 июля в Лондон). Республиканские власти вмешались в конфликт и вернули отстраненного муфтием Ильдусом Файзовым Юнусова на место. Именно тогда в Татарстане впервые прозвучало мнение о том, что политическая элита региона пошла на уступки не случайно. Ей необходимо взять под контроль протестные настроения религиозных радикалов и национал-сепаратистов из «Азатлыка» с тем, чтобы направлять их против федерального Центра в надежде выторговать взамен для себя определенные политические уступки по сценарию 1991 года.
20 лет назад Минтимеру Шаймиеву удалось удержать власть и загнать националов на периферию политики, превратив их в маргиналов, не имеющих никакого политического веса. Москва поверила в блеф Татарстана, и опытный партаппаратчик продержался у руля республики без малого два десятилетия.
Но сейчас ситуация изменилась. На место управляемых радикалов из татарских деревень, которые сыграли свою роль в политической жизни бывшего хозяина Казанского кремля, пришли совсем другие люди с другими амбициями, другими взглядами на жизнь и совсем другими лидерами. Эксперты считают, что в рассуждениях об абсолютно управляемой модели протеста «братьев-мусульман» есть толика правды. Но на фоне воскресной акции национал-сепаратистов на «площади Джохара» с требованиями отставки «колониального руководства Татарстана» можно сделать вывод о том, что Казанский кремль теряет контроль над протестным движением в среде мусульманской общественности, а идея канализировать протест радикалов в русло критики федерального Центра впоследствии может обернуться против него самого. Впрочем, пока руководство Татарстана проявляет равнодушие к шариатским митингам и требованиям скорого создания исламского государства на Волге, можно говорить о том, что рискованные игры Казанского кремля с маргиналами и примкнувшими к ним религиозными экстремистами продолжаются. Вопрос лишь в том, захотят ли федеральные власти рисковать дальше.