Заряд был заложен под передними сиденьями автомобиля, но муфтию Ильдусу Файзову удалось спастись.
Фото Reuters
Вчера утром около 10.00 у подъезда собственного дома был расстрелян заместитель главы Духовного управления мусульман (ДУМ) Татарстана Валиулла Якупов. На месте преступления обнаружены шесть гильз от пистолета. Приблизительно через час была подорвана Toyota Land Cruiser, на которой ехал муфтий республики Ильдус Файзов. С травмами ног его госпитализировали. Эти теракты, похоже, полностью подтвердили высказанное «НГ» за день до трагедии предположение, что в Поволжье укрепились перебравшиеся с Северного Кавказа религиозные экстремисты. Трагедия произошла накануне священного для мусульман месяца Рамадан.
Крупномасштабные антитеррористические учения в Казани, запланированные на сегодня, отменены. Как пояснили силовики, «нет смысла проводить учения, когда идут реальные антитеррористические мероприятия». Все важнейшие религиозные и правительственные объекты Татарстана вчера были взяты под усиленный контроль полиции.
«В целом мы и так отдавали себе отчет в том, что происходит в некоторых регионах РФ», - сказал по поводу этой трагедии президент Владимир Путин. Ситуация в России далека от идеальной, признал глава государства.
«Ранее происходили убийства имамов, но на бытовой почве. – заявил «НГ» исламовед, заместитель председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев. – В России за пределами Северного Кавказа это первый случай покушения на духовного лидера первого эшелона, который приглашается на встречи с главой государства, и первый случай атаки на руководство муфтията». Другие специалисты по современному российскому исламу тоже подчеркивают, что противостояние разных групп в поволжской умме из сферы аппаратных интриг перешло вчера в состояние вооруженного террора, как это происходит уже давно на Кавказе.
Представители исламского духовенства в Москве пока не предполагают, что террор против муфтиев перекинется в федеральный Центр. На вопрос «НГ», не планируется ли усиление охраны лидеров мусульман Москвы, муфтий Москвы и Центрального региона по версии Центрального духовного управления мусульман Альбир Крганов ответил так: «Охраняет нас Всевышний, мы на него полагаемся. Если кому суждено уйти из жизни, охрана не спасет. Тут не идет речь об охране одного-двух человек. Мы должны думать о безопасности всего общества и о противодействии этой беспокойной идеологии, носители которой хотят внести смятение в наше общество».
С момента своего появления на посту главы ДУМ Татарстана в апреле 2011 года Ильдус Файзов вел последовательную и жесткую политику очищения кадров мусульманского духовенства от сторонников экстремистских течений в исламе, в первую очередь – ваххабизма. Напомним, что его предшественник муфтий Гусман Исхаков был вынужден оставить кресло председателя ДУМ после того, как в ноябре 2010 года силовики ликвидировали вооруженную группу боевиков в Нурлатском районе республики. С именем Исхакова эксперты связывают расцвет деятельности последователей ваххабизма из Северного Кавказа и арабских стран, которые успешно оседали в республике, занимая ключевые посты в руководстве местных мечетей и медресе.
За короткий срок – с весны по осень 2011 года – муфтию Ильдусу Файзову удалось убрать экстремистов из аппарата ДУМ. Однако головной болью муфтия остались десятки так называемых частных мечетей, неподконтрольных ДУМ, а также приходы в городах татарского Закамья, в первую очередь в Альметьевске и Нижнекамске, которые стали центрами сопротивления антиваххабитской политике Ильдуса Файзова. Сторонники прежнего главы ДУМ встретили в штыки представителей нового главы татарстанской уммы. По свидетельству ректора нижнекамского медресе «Рисаля» Рафика Исламгалиева, до его появления в стенах учебного заведения бал здесь правили поборники салафизма – «чистого ислама», в том числе вчерашние моджахеды, воевавшие на стороне боевиков против федеральных сил во время второй чеченской кампании.
Среди учащихся медресе «Рисаля» и прихожан соборной мечети Нижнекамска распространялись идеи «чистого ислама», а духовенство мечети поддерживало контакт с небезызвестным Саидом Бурятским, входившим в отряд Доку Умарова и ликвидированным в марте 2010 года. Попытки Исламгалиева навести порядок в учебном заведении встретили активное сопротивление преподавателей и учащихся, переросшие в скором времени в кампанию травли нового ректора.
Сам Рафик Исламгалиев не исключает, что расцвет деятельности нижнекамских экстремистов не мог произойти без поддержки тогдашнего мухтасиба (главы исламской общины. – «НГ») города Рамиля Юнусова, который ныне является имам-хатыбом соборной мечети Татарстана Кул Шариф. В апреле с.г. муфтий Ильдус Файзов сделал попытку снять Рамиля Юнусова с поста и назначить себя на его место. Однако кадровая рокировка вызвала гнев внушительной части мусульманской общественности, которая потребовала вернуть статус-кво. Сотни мусульман, собравшиеся в мечети Кул Шариф, заявили о солидарности с Рамилем Юнусовым, а активисты радикального союза татарской молодежи «Азатлык» даже пообещали вывести людей на улицу, если Ильдус Файзов не отменит свое решение. В ситуацию, накаленную до предела, вмешались чиновники аппарата президента Татарстана. В итоге Рамиль Юнусов был возвращен на пост имама-хатыба, а Ильдус Файзов тогда впервые публично очертил круг своих врагов, в который попали национал-сепаратисты, ваххабиты, сторонники движения «Хизб ут-Тахрир» и члены ОПГ. По мнению главы совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарида Салмана, поражение Файзова в его противостоянии с Юнусовым стало свидетельством пассивности республиканских властей, которые проявили при разрешении конфликта полную беспомощность. «Радикалы поняли, что государство может дрогнуть, отступить, пойти на уступки, – считает духовный лидер, – что на государство можно давить». Другой причиной нападения на Ильдуса Файзова, по мнению Фарида Салмана, стало обнародование информации о теневой деятельности бывшего муфтия, о чем нынешний глава ДУМ говорил с момента своего прихода к власти. В частности, речь может идти о конфликте, который разгорелся между муфтиятом и компанией «Идель-Хадж» – одним из крупнейших российских операторов, занимающихся отправкой российских паломников в Мекку и Медину. До прихода Ильдуса Файзова «Идель-Хадж», в создании которого участвовал бывший муфтий Татарстана Гусман Исхаков, был монополистом в этой сфере. При власти Исхакова 51% акций принадлежал ДУМ, однако с уходом муфтия доля муфтията составила только 20%. В этом году муфтият образовал собственную компанию «Татарский деловой мир», которая фактически вытеснила «Идель-Хадж» с рынка, предложив ей роль агента, собирающего заявки от татарстанских паломников. Представителей компании не устроила эта роль. В минувшую пятницу между представителями ДУМ Татарстана и функционерами компании состоялся последний раунд переговоров, который, по сообщению одного из помощников Ильдуса Файзова, не завершился ничем. За два дня до нападения на муфтия в Сети появилось открытое письмо, составленное клиентами компании «Идель-Хадж», которые обвиняли Файзова в том, что он, «пользуясь своей должностью, присвоил себе квоту на хадж» (в этом году Совет по хаджу России выделил Татарстану 1500 мест. – «НГ»).
═ Александр Торшин не без пользы для себя читает газеты, в том числе и «НГ». Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
В ответ муфтий заявил о том, что у него не было никаких договоренностей с компанией «Идель-Хадж», отметив, что в своих действиях ДУМ отстаивает религиозные интересы мусульман, которые столкнулись с бизнес-интересами «некой коммерческой организации». Об истинной причине отстранения компании «Идель-Хадж» от работы с паломниками и создания муфтиятом собственного хадж-оператора «НГ» сообщил один из помощников муфтия за день до нападения на него. По словам собеседника «НГ», компания «Идель-Хадж» занималась распространением среди паломников салафитской пропаганды. Источники «НГ» в ДУМ подтвердили эту информацию, сообщив, что на протяжении долгого времени компания «Идель-Хадж» оставляла деньги паломников себе, позволяя взамен партнерам из Саудовской Аравии, где салафизм возведен в ранг государственной религии, заниматься пропагандой ваххабизма среди татарстанских паломников. Прекратив монополию компании «Идель-Хадж» (в этом году оператор просил для себя тысячу мест), Ильдус Файзов, по сути, лишил ее больших денег (минимальная стоимость путевки у компании «Идель-хадж» составляет 115 тыс. руб. – «НГ»). О том, что покушение на Файзова могло быть связано с квотами на хадж, вчера заявил глава комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций Ярослав Нилов.
С коммерческой версией не согласен Роман Силантьев. «Духовных лидеров такого уровня из-за коммерческой деятельности не убивают, – сказал он «НГ». – Это того не стоит. Такие преступления поступают под личный контроль главы государства и расследуются всеми силами».
Что касается других экспертов и политиков, то они винят не только экстремистов, но и чиновников. Глава исполкома Всероссийского муфтията Мухаммедгали Хузин заявил вчера, что еще в апреле с.г. обращался к полпреду президента в Приволжском федеральном округе Михаилу Бабичу с просьбой учесть тот факт, что власти Татарстана не препятствуют «ваххабистскому лобби», «уступая неприкрытому шантажу реваншистов и тем самым придавая легитимность доселе находящемуся в подпольном положении ваххабистскому движению». По словам Хузин, он предупреждал полпреда об угрозе покушения на Файзова.
«Радикализация мусульман Татарстана была заметна, хотя власти этот факт предпочитали отрицать, – сказал «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – После ухода Минтимера Шаймиева ситуация не то чтобы вышла из-под контроля, но контролировалась уже не столь жестко и изящно». По словам эксперта, процесс радикализации ускоряли проповедники с Северного Кавказа и Ближнего Востока. «Во-первых, Татарстан хоть и в окружении православного пространства, но все же часть исламского мира и не может быть вне процессов, происходящих в исламских странах. В республике появилась конкуренция между традиционным ханафитским исламом и ваххабитами. При этом мы можем говорить о некой интернационализации исламского радикализма. Было влияние с Северного Кавказа и даже из Центральной Азии, например, со стороны запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир». Во-вторых, в российских условиях, когда у нас нет реальной оппозиции, какую-то часть протестных настроений на себя оттягивает религия, ислам».
Илдус Файзов многих раздражает, говорит Малашенко, у него до ЧП не было абсолютной популярности среди мусульман Татарстана, и как религиозный лидер он еще не успел сформироваться: «Например, была огромная проблема с назначением нового имама мечети Кул Шариф, и то, что муфтий не контролировал эту ситуацию, доказывает, что у него есть достаточно влиятельные оппоненты. В частности, у него было явное противостояние с Гусманом Исхаковым, очень незаурядным и непростым человеком, который был достаточно либерален к появлявшимся в регионе исламским идеям иного толка и не вел с ними активной борьбы, которой от него требовали».
Ключевой момент – убийство Валиуллы Якупова, незаурядного ученого и мыслителя, отстаивавшего идеи традиционного ислама. Валиулла был типичным традиционалистом, исповедовал ханафитский татарский ислам, и у него были оппоненты как в среде салафитов, так и среди тех, кто выступает за евроислам».
Сенатор Александр Торшин, который, заметим, не один год возглавлял парламентскую комиссию по Северному Кавказу, вчера просто процитировал пассаж из статьи в «НГ» (см. номер от 19.07.12), удивившись, почему это, мол, власти не отреагировали на фетву Доку Умарова, призывающую кавказских моджахедов «осваивать Поволжье». «Опираясь на свои источники, – сказал Торшин, – могу сказать, что в Татарстане позиции мусульманского духовенства – выходцев с Кавказа – усиливаются и их становится там все больше и больше». Осталось только догадаться, почему первый вице-спикер Совета Федерации вспомнил о своих источниках только после публикации в «НГ» и почему он не сообщил об этом ранее властям Татарстана, ФСБ, в Национальный антитеррористический комитет и т.д.
Казань