Территорию Новой Москвы пока будет контролировать нынешняя Счетная палата столицы. Об этом сообщил председатель ведомства Виктор Двуреченских, подводя итоги работы в первом полугодии 2012 года.
Надзор за эффективностью расходования финансов почти во всех муниципалитетах укрупненной Москвы будет вести Счетная палата, сейчас работающая в исторической части столицы. Дело в том, что из 21 муниципального образования Московской области, которые с 1 июля с.г. присоединены к мегаполису, КСП имеются только в двух. Причем если в Щербинке КСП – недавно зарегистрированное юридическое лицо, то в городе Троицке организация, в которой состоят три сотрудника, даже не имеет подобного статуса. 19 муниципальных образований в ближайшее время будут заключать соглашение с московской КСП о передаче ей контрольных полномочий.
«Мы объехали все муниципальные образования, все территории. Убедились, что на нынешнем этапе с учетом обеспеченности деятельности палаты мы можем справиться, и не создавая нового подразделения. Тем более еще непонятно, где органы власти разместятся в новых округах, – рассказал Виктор Двуреченских. – Сейчас мы заключаем с 19 муниципальными образованиями и с двумя палатами соглашение о сотрудничестве».
Сейчас в московской КСП более 180 сотрудников, все они являются госслужащими. Московская палата – самая мощная в России и по количеству персонала, и по потенциалу. Подразделение, которое занимается местными бюджетами, в обновленной палате будет самым большим – инспекция, которая насчитывает 27 сотрудников, остается в подчинении Вячеслава Литвинцева.
«Если нам практика подскажет иное решение, мы можем создать и новую инспекцию на территориях, тем более специалисты там есть. Сейчас мы привлекаем, в частности, экспертов из аппарата правительства Московской области, для того чтобы лучше узнать нормативно-правовую базу, которая отлична от московской», – говорит Виктор Двуреченских.
По мнению руководителей КСП, качество управления бюджетными ресурсами внутригородских муниципальных образований из года в год повышается. «Однако есть и недостатки. По итогам проверки за прошлый год мы отказались подтвердить достоверность бюджетной отчетности пяти внутригородским муниципальным образованиям: Метрогородок, Отрадное, Рязанское, Сокольники, Филевский парк, – отмечает Вячеслав Литвинцев. – В прошлом году таких случаев было 10, причем у четырех муниципалитетов, у которых есть проблемы сейчас, такая же ситуация была и в прошлом году».
«Если мы проверяем всех на эффективность, то мы должны быть сами эффективны, – говорит Виктор Двуреченских. – Поэтому мы к сегодняшнему дню оптимизировали свою структуру. Коллегию по собственной инициативе мы сократили с 11 до 7 членов, также сокращен был персонал на 10 сотрудников. Это не дань моде, не тренд ни в коем случае. Мы применяем новые стандарты, информационные технологии. Часть вопросов передали на аутсорсинг. Это позволяет нам экономно расходовать бюджетные средства и не расширять штат, даже при том, что задачи наши задачи возрастают». Однако из-за расширения границ города палате придется стать больше. В ближайшее время будет объявлен конкурс на замещение вакантных должностей в КСП, и, в частности, в нее должны прийти два-три сотрудника, которые займутся работой в области строительства.
В палате созданы программно-аппаратные комплексы, которые позволяют обрабатывать огромные потоки данных с различных информационных систем. Например, при оценке строительства метро нужно получить сведения по подземелью, по геоподоснове, информацию из Департамента финансов, статистику из Департамента строительства по контрактам, которые заключались в соответствии с федеральным законодательством. Лишь обобщив все эти показатели, можно обнаружить и оценить риски контрактов.
КСП рассчитывает на реформу местного самоуправления, которая должна привести к появлению множества помощников среди общественников и местных парламентариев, которые будут помогать следить за эффективностью расходования бюджетных средств. «Никаких штатов не хватит, если общественность не подключить, – говорит Виктор Двуреченских. – Полномочия сегодня передаются муниципальным образованиям, чтобы депутаты могли планировать и контролировать работы, в частности, по благоустройству и по капитальному ремонту домов. Это позволит усилить контроль за расходованием средств, потому что те, кто сам живет на этих территориях, хорошо будут знать результаты этих вложений».
Обратная связь, которая появится у КСП с муниципальными депутатами, должна позволить аудиторам правильнее оценивать риски и по обращениям парламентариев проверять наиболее тревожные объекты. Объект нынешнего контроля КСП – это все публичные ресурсы города Москвы, бюджеты столицы, имущество, материальные и нематериальные активы мегаполиса. По словам Двуреченских, упор делается на то, чтобы выявить эффективность бюджетных расходов, обнаружить неиспользованные резервы города, указать на проблемы, чтобы правительство и депутаты столицы могли принять управленческие решения – например, меняя нормативно-правовые акты.