Президенту Татарстана Рустаму Минниханову футболку с оригинальной надписью уже презентовали.
Фото с сайта www.dressaytam.com
Если еще пару лет назад образ смуглого мужчины с окладистой бородой и характерным кавказским акцентом внушал страх большинству прихожан казанских мечетей, то сегодня мусульмане из Чечни и Дагестана становятся духовными учителями для многих татарских единоверцев. В первую очередь для молодежи, которая стремится во всем подражать своим новоявленным авторитетам.
Растущее влияние мусульман с Кавказа связывают с провозглашенной в 2011 году Доку Умаровым фетвой (постановлением) о том, что кавказские моджахеды должны переселяться в Поволжье, чтобы поднять здешних мусульман на джихад. Итогом вооруженного сопротивления, по мысли боевика, станет создание так называемого вилаета (провинции) Идель-Урал в составе так называемого большого Кавказского имарата. При этом территория татарской провинции должна совпадать с границами Золотой Орды, что, конечно же, льстит многим местным националистам, которые давно мечтают о скорейшей независимости Татарстана от России. Ситуация, сложившаяся в республике за последние полтора года, показывает, что фантазии чеченского полевого командира не столь абсурдны, как это могло показаться еще пару лет назад.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, сегодня в 10 из более чем 50 мечетей Казани, в том числе расположенных в центре города, сильны позиции выходцев с Кавказа, среди которых немало людей с так называемым лесным прошлым. Вчерашние моджахеды переселяются в Татарстан и соседние поволжские регионы для распространения в среде здешних мусульман идей религиозно-идеологических течений, существующих сегодня на Кавказе.
Причем речь идет не о традиционном для Кавказа исламе шафиитского мазхаба или суфийских тарикатов, а как раз о кавказском салафизме с его сильной милитаристской составляющей. Не случайно среди татарской молодежи активно распространяются проповеди Абу Умара Саситлинского, который считается одним из наиболее популярных салафитских проповедников Дагестана.
До прихода к власти в Духовном управлении мусульман Татарстана (ДУМ) нового муфтия Ильдуса Файзова «лесные» братья-мусульмане без проблем находили пристанище и в стенах официальных медресе – исламских духовных училищ. В Альметьевске, например, по свидетельству ректора медресе «Рисаля» Рафика Исламгалиева, среди преподавателей были люди, воевавшие на стороне боевиков во время второй чеченской кампании, а духовенство соборной мечети поддерживало контакт с небезызвестным Саидом Бурятским, входившим в отряд Доку Умарова и ликвидированным в марте 2010 года. Файзов начал политику деваххабизации кадров мусульманского духовенства, но позиции религиозных радикалов остаются сильны. Татарстанский муфтият проигрывает идеологическую борьбу за умы и сердца татарской молодежи, в среде которой с недавнего времени появилась «мода на кавказцев». В социальных сетях татарские националисты призывают молодых людей подражать сверстникам из Чечни и Дагестана в стиле одежды и вызывающих манерах поведения, дабы произвести устрашающий эффект на окружающих, в первую очередь на русских сограждан. Парни в футболках с кричащими подписями: «Я татар» или «100% татарин» – фотографируются, подобно северокавказским боевикам, с поднятыми вверх указательными пальцами (символ единобожия). Некоторые даже неумело пытаются сплясать на казанских улицах лезгинку. При этом центром «кавказизации» татарских мусульман стала отнюдь не Казань, а города татарского Закамья, где традиционно сильны позиции религиозных экстремистов. Вчерашние моджахеды пытаются попасть на работу в частные охранные структуры, чтобы всегда иметь доступ к оружию.
Власти Татарстана стараются не придавать проблеме радикализации и идущей параллельно с ней «кавказизации» мусульманской общины большого значения. На прошедшем недавно совещании региональных глав Приволжского федерального округа с участием полпреда президента России Михаила Бабича отмечался низкий уровень религиозного экстремизма в Татарстане. Однако сейчас в Казани развешаны объявления о готовящихся в конце июля антитеррористических учениях. Очевидно, по маневрам, их задачам и легенде можно будет судить, как воспринимают проблему ваххабизации республики силовики – как теоретическую или все же практическую опасность.
Казань