Клизмы вместо куполов вызвали возмущение ряда православных граждан.
Фото Ивана Козлова
Красноярск принял от Новосибирска эстафетную палочку скандала вокруг выставки «Родина» известного галериста Марата Гельмана. Этот проект, вызвавший в мае жаркие дискуссии в столице Сибирского федерального округа, был встречен многими в штыки и на берегах Енисея. Ряд представителей культуры и общественных организаций опубликовали обращение к руководству Красноярского края с требованием запретить выставку Гельмана в культурно-историческом музейном центре (КИЦ), открытие которой планируется 17 июля. Однако сибирские чиновники отказываются вмешиваться в выставочную деятельность КИЦа.
В Новосибирске «Родина» открылась только с третьей попытки. После протестов православной новосибирской общественности, увидевшей в ряде экспонатов глумление над патриотическими ценностями, ее перенесли из краеведческого музея в помещения, которые раньше использовались «Сибирской ярмаркой». По неофициальной информации, для открытия потребовалось вмешательство сибирского полпреда Виктора Толоконского. Зрители увидели около 30 работ современных художников. Самой скандальной из них называют инсталляцию «Голубые города», в которой голубые клизмы надеты на банки и изображают купола церквей.
Во время разгара страстей в Новосибирске свое веское слово сказали и красноярцы. «Красноярск – более свободная и культурная площадка. Мы доросли до того, чтобы смотреть и обсуждать любые произведения искусства», – заявил директор Красноярского музейного центра Михаил Шубский. В мае это заявление осталось незамеченным. О «Родине» красноярские блюстители нравственности вспомнили только в июле.
«В скором времени в нашем родном городе намечено проведение выставки современного искусства под названием «Родина», – говорится в обращении к губернатору Льву Кузнецову и министру культуры края Елене Паздниковой, подписанном депутатами Заксобрания и горсовета Красноярска, представителями творческой интеллигенции, казаками и общественными деятелями. – В состав выставки входят двусмысленные экспонаты. Один из них – инсталляция под названием «Мы подошли, но ничего не случилось, видимо, что-то сломалось», которая «предлагает подумать о трансформации священного в СССР куска блокадного хлеба в объедок современности». Она представляет собой гигантскую скульптуру, изображающую хлебный кусок. Вряд ли тот, кто «предлагает подумать», осознает, насколько страшным и антигуманным станет наш мир, если в нем даже блокадный хлеб «трансформируется в объедок современности». Нам всем сегодня не просто противостоять льющейся через средства массовой информации клевете на Православие и Великую Победу. Те, кто хочет, чтобы следующие поколения начали брезгливо отворачиваться от всякого слова о величии, Правде, Жертвенности, потеряли всякий стыд. Уверены, что вы не останетесь равнодушны к нашему призыву: нет выставке Гельмана на Красноярской земле!»
Краевая власть не стала выступать в роли цензора. «Министерство не обладает полномочиями запрещать или разрешать выставку. Да, многие работы современных художников вызывают у общественности неоднозначные чувства. И наша позиция не всегда совпадает с позицией творцов. Но министерство не согласовывает мероприятия музейного центра», – заявила представитель пресс-службы регионального Министерства культуры Мария Маркова. Чиновники подчеркивают, что выставка на самом деле называется «Неизвестная страна художников», и только частично состоит из экспонатов проекта «Родина».
На обструкцию красноярской общественности отреагировал и инициатор проекта Марат Гельман, который после начала кампании против выставки в своем блоге пообещал обязательно приехать на ее открытие. К атаке на «Родину» он отнесся с иронией. «Я понимаю, что это становится похоже на профессиональную пиар-кампанию выставки, но клянусь: и депутаты, и мракобесы аутентичные. Я хорош, но не настолько, – сокрушается галерист. – Выставка 4 сентября откроется в Москве в АРТ PLAY, я уже переживаю: народ придет посмотреть, против чего так протестовали депутаты и мракобесы, – не увидит и загрустит. Мы ее делали как яркое, красочное шоу, но никак не скандальное».
Красноярск