Театр оперы и балета в Челябинске стоит на площади, названной именем человека, взрывавшего храмы.
Фото ИТАР-ТАСС
Депутат Заксобрания Челябинской области Андрей Ткаченко предложил вернуть некоторым улицам областного центра их исторические названия. Свое предложение народный избранник аргументировал тем, что эти улицы носят имена «террористов-революционеров». С инициативой парламентария согласны не все.
Андрей Ткаченко, представляющий в Заксобрании ЛДПР, уверен, что именно сейчас пришло время для такого решения. «Цвиллинг, Елькин, Соня Кривая, Ярославский и прочие деятели, что достойного они сделали для нашего города? А некоторые типа Кирова и прочих революционных активистов вообще к Челябинску имеют самое условное отношение или никогда у нас не были, – заявил Андрей Ткаченко. – Я не выступаю за то, чтобы переписывать историю. Пусть улица Советская останется Советской, а Алое поле сохранит привычное название. Но нужно покончить с этими террористами. Театр оперы и балета у нас стоит на площади Ярославского, который прославился тем, что взрывал храмы в Челябинске». Депутат предлагает обратиться к историкам, чтобы специалисты подсказали, какие названия эти улицы носили прежде, и вернуть исторические названия. При этом для более эффективного решения вопроса Ткаченко предлагает на первое время оставить улицам двойные названия, которые будут содержать и историческое, и данное позже наименования.
Первое массовое переименование челябинских улиц произошло 1 мая 1920 года, когда власть в городе перешла к большевикам. Постановлением исполкома Челябинского горсовета коммунальному хозяйству было поручено позаботиться об изготовлении в срочном порядке вывесок на углы улиц и номеров для домов и по изготовлению их издать приказ, что улицы переименовываются согласно прилагаемым названиям. Так, Преображенскую улицу переименовали в улицу 1 Мая; Уральскую-Св. Троицкую – в Красный Урал и т.д. Тогда же на карте города появились и улицы имени Колющенко, Ленина, Красной молодежи, Васенко, Елькина, Сони Кривой, Цвиллинга и Советская улица.
«Целый ряд улиц Челябинска носит в своих названиях вовсе не то, что хотели бы увековечить жители города, – заявил «НГ» политолог Александр Подопригора. – Название улицы должно быть более или менее нейтральным и не политизированным в угоду определенной политической ситуации». При этом эксперт отметил, что переименование улиц должно стать прерогативой самих жителей города и городских властей, а не политиков, представляющих в региональном парламенте свои партии.
Сами горожане настроены не так категорично, как депутат. «Согласна, конечно, что некоторые улицы Челябинска получили свои названия взамен исторических во время революции, – заявила «НГ» жительница Челябинска Нина Григорьева. – Но затея с переименованием мне представляется излишней. Все дело в том, что по привычке переименованные улицы мы так и будем называть их старыми вариантами. Зато на процедуру изменения названий на табличках домов и во всех документах наверняка потребуется очень много времени и денег». Жительница города считает, что новые названия можно давать вновь появляющимся на карте города улицам, а то, что уже сделано, менять не стоит. Челябинский политолог Александр Мельников считает, что затея с переименованием улиц вызовет крайне негативные последствия: «Я отношусь к этой идее крайне негативно. Не самым простым образом, но в целом мы пережили болезненный процесс расставания с советским прошлым, смены идеологических ориентиров. Установилось какое-то общественное согласие». Эксперт уверен, что не стоит будоражить ситуацию, задевать чувства людей старшего поколения, придавать дополнительный импульс существующим протестным настроениям.
Напомним, кстати, что 5 июня с.г. с идеей переименования ряда московских улиц выступил новый министр культуры России Владимир Мединский. По его мнению, имена великих российских князей рода Романовых в названиях столичных улиц «должны заменить имена палачей и убийц» (речь шла о Степане Халтурине и Петре Войкове).
Челябинск