Закупленные в 2007 году красные автобусы регулярно горят на казанских улицах.
Фото РИА Новости
Власти Казани планируют обновить половину городского автобусного парка к летней Универсиаде 2013 года, заменив китайские автобусы, которые сейчас работают в республиканской столице, на белорусские «МАЗы» и нижнекамские «НЕФАЗы». Последняя массовая модернизация общественного транспорта, проведенная в 2007 году, обошлась бизнесменам в 2,5 млрд. руб. и разорила многих участников городского рынка пассажирских автоперевозок.
До конца 2012 года перевозчики планируют закупить 255 новых автобусов общей стоимостью более миллиарда рублей. Ранее в Казань прибыло 30 белорусских машин. Модернизационный проект казанской мэрии может стать самым грандиозным обновлением городского автобусного парка за последние пять лет. В 2007 году город уже переживал модернизацию автобусного парка. По инициативе мэра Казани Ильсура Метшина перевозчики стали массово менять свои автобусы на китайские машины марок Golden Dragon и Higer, заменявшие на городских улицах отечественные «ПАЗы» и «Газели». Однако уже через два года эксплуатации «китайцы» стали стремительно выходить из строя. Сегодня по улицам столицы Всемирных летних студенческих игр 2013 года в буквальном смысле с трудом передвигаются остатки китайских автобусов. Машины рассыпаются и горят прямо на глазах изумленных пассажиров.
Ситуация стала понемногу исправляться лишь зимой нынешнего года, когда в Казани появились белорусские «МАЗ-103» и «МАЗ-206», закупленные двумя автотранспортными предприятиями города. Новые машины оказались более качественные в сравнении с китайскими аналогами. Кроме того, их цена превышает стоимость Higer и Golden Dragon примерно в полтора раза (для сравнения: 12-метровый «МАЗ-103», рассчитанный на 100 пассажиров, стоит 4,2 млн. руб., тогда как аналогичные китайские машины приобретались, по разным оценкам, от 1,5 до 2 млн. руб.).
255 новых автобусов, которые автотранспортные предприятия планируют закупить до конца нынешнего года, лягут финансовым бременем на перевозчиков. В 2007 году многие бизнесмены не смогли окупить китайские автобусы и были вынуждены уйти с рынка пассажирских автоперевозок. Бизнесмены жаловались, что их принуждают к единообразию и покупке новой техники. Разорившийся в то время Ленар Хабибуллин, владевший несколькими десятками «пазиков», говорит, что городские власти буквально навязывали покупку китайских автобусов. «Мы тогда просчитали экономические потери, которые несло приобретение китайских машин, и поняли, что нам это невыгодно, – говорит собеседник «НГ». – Время показало, что мы оказались правы. Китайская техника быстро выходила из строя, запчасти на нее было не достать. Создавалось ощущение, что одна и та же марка автобуса собиралась в двух соседних подвалах из совершенно разных комплектующих».
В пресс-службе казанской мэрии не смогли сказать точно, будет ли городской бюджет как-то субсидировать автотранспортные предприятия при приобретении новых машин. Однако, по информации казанских СМИ, перевозчики пока предпочитают использовать кредитные линии частных банков.
Казань