Как показывает опыт, у отдельных бизнесменов есть индульгенция на самые неоднозначные операции. Их сделки, которые эксперты называют сомнительными, не расследуются годами. А некоторые российские топ-менеджеры замечены в нескольких эпизодах, связанных с выводом активов, но им до сих пор никто не заинтересовался.
В бытность заместителем генерального директора «Связьинвеста» Евгений Юрченко курировал внедрение высокобюджетного программного обеспечения. В России высокие технологии в чести, и миллиардным расходам на хай-тек удивляются редко. В 2003–2004 годах «Связьинвест» договорился о внедрении биллинговой системы Amdocs в межрегиональных компаниях холдинга, а заодно – о закупке лицензий на систему Oracle E-Business. Руководство «Связьинвеста» объясняло акционерам, что внедрение единой системы расчетов позволит консолидировать финансовую и статистическую информацию об услугах, предоставляемых МРК и «Ростелекомом», и повысит эффективность их работы. Это должно было убедить их потратиться на программные обновки.
Не все миноритарии были довольны такими дорогостоящими приобретениями. Особенно им не понравилось, что сделки заключались без открытого тендера, за которые так ратуют сегодня и правительство, и корпоративный сектор в рамках борьбы с коррупцией. Счетная палата, в свою очередь, рекомендовала провести независимую экспертизу инициатив по установке этих систем. Но остановить проект, который курировал Юрченко, не удалось ни тем, ни другим. К слову, сам Юрченко после «внедрения» из государственного холдинга уволился.
Как сообщали «Ведомости» (05.07.12), суммарная стоимость контрактов была заявлена на уровне 633 млн. долл. Насколько повысилась эффективность работы межрегиональных компаний холдинга, которым предназначалась эта программная продукция, никому не известно. Зато в 2009–2010 годах, как сообщало агентство «Прайм» (11.04.11) было заявлено о списании активов на сумму 2,77 млрд. руб., связанных с техподдержкой систем Amdocs и Oracle.
Произошло это тоже не просто так. Как сообщала Lеnta.ru, в феврале 2009 года в «Связьинвест» вернулся Евгений Юрченко. Это как раз совпало со списанием на убыток почти 3 млрд. руб.
В этот же период, как сообщали «Ведомости», председатель совета директоров «Связьинвеста» Леонид Рейман заявил, что его тревожат инвестиции Юрченко в компанию, генеральным директором которой он является. Доходы гендиректора от операций с этими ценными бумагами многократно превзошли его зарплату и бонусы. Беспокоила Реймана возможность использования служебной информации для извлечения прибыли.
Несмотря на то что закон об инсайде находился в разработке, такие действия, по словам Реймана, уже были запрещены законом. Цены обыкновенных акций межрегиональных компаний «Связьнвеста» во втором полугодии 2009 года выросли на 43–81%, а привилегированных – на 65–127%. Скупка акций руководством законодательством не возбраняется, а доказательств, что Юрченко использовал инсайд, так и не нашлось. Зато гендиректор не постеснялся записать рост котировок себе в актив, а сам принял позу борца с корпоративными махинациями во всех их проявлениях.
На пике конфликтных преобразований в «Связьинвесте» он написал открытое письмо теперь уже бывшему министру связи и массовых коммуникаций Игорю Щеголеву («Маркер», 27.10.10), где, как можно понять из текста, заклеймил позором близких к чиновнику людей в компании и обвинил их в распиле государственных средств. Автор послания великодушно рекомендовал Щеголеву уйти с поста председателя совета директоров «Связьинвеста» и таким образом «спасти свое доброе имя». «В чиновничьей среде и бизнесе укрепилась присказка для неудачников: коррупция – это то, к чему ты не допущен, – со знанием дела писал Евгений Юрченко министру. – Я на собственном примере знаю, что можно работать и зарабатывать для страны и для себя. У меня счетов за границей нет. Нет офшоров и прочих плацдармов, в которых я рассчитывал бы начать сладкую жизнь. А мое главное достижение – рост за полтора года на 400% капитализации дочерних компаний «Связьинвеста».
В качестве аргумента в конфликте вокруг телекоммуникационного холдинга менеджер использовал и свой боевой опыт. В опубликованном открытом письме он писал: «В 19 лет я добровольцем пошел в Афганистан, воевал в спецназе. Несколько раз ранен, весь прострелен, выжил, у меня много боевых наград». Но к упомянутому им периоду тоже есть немало вопросов. Как выяснило ИА «Регнум» (08.06.12), Евгений Юрченко действительно служил в Советской армии, в 1987 году он принял присягу в погранотряде в Калининградской области, где и прослужил до 1989 года. По данным издания, ближе к концу срочной службы его с февраля по апрель отправили механиком к пограничникам в Туркмению. Советские же боевые части покинули Афганистан 15 февраля того же 1989 года. При этом в корпоративном издании «Связьинвеста» говорилось, что Юрченко проходил службу в Афганистане в 1987–1989 годах, и не просто так, а в отряде специального назначения «Каскад». Из информации же интернет-форумов воинов-«афганцев» можно сделать вывод, что всего отрядов «Каскад» было четыре. Последний из них закончил свою миссию в 1983 году, когда будущему гендиректору «Связьинвеста» было всего 15. В корпоративном издании холдинга, кстати, как-то появилась фотография Юрченко из газеты «Защитники рубежей Родины», что крайне странно для сотрудника боевых спецподразделений, – они ведь не стремились афишировать свой кадровый состав.
Разборки вокруг телекоммуникацонного холдинга продолжались, а тем временем аналитики успели записать Юрченко в заправские инсайдеры, которые регулярно используют служебные данные для собственного обогащения на бирже. Как писали СМИ, эксперты из ФК «Открытие» даже как-то раз посоветовали использовать действия гендиректора «Связьинвеста» как рыночный фарватер – мол, куда он, туда и вы, тогда точно не ошибетесь. Другое дело, что отследить действия опального менеджера было не так просто. Журналисты Slon.ru (23.09.10) поймали его на лукавстве: в интервью «Ведомостям» он заявил, что не ведет скупку ценных бумаг, а меньше чем через неделю выяснилось, что доверенные лица Юрченко вовсю приобретают акции компании, которой он руководит.
Но и на этом эпизоды, вызвавшие претензии к гендиректору «Связьинвеста», не заканчиваются. Летом 2010 года, по сообщениям СМИ, с его подачи за рубеж мог быть продан существенный пакет стратегического российского предприятия (по данным Lenta.ru 26.03.12), «Связьинвест» до марта 2012 года был таковым). «Коммерсант» (19.11.10), сообщая об этой сделке, писал, что в подписанном им меморандуме говорилось, что он «назначает компанию Savoretti & Partners уполномоченной пригласить на российский телекоммуникационный рынок стратегического инвестора посредством приобретения максимум 15% объединенного «Ростелекома». Акционеры заподозрили опасность размытия своих долей, так как в качестве одной из возможных схем предлагался выпуск новых акций. Указанные 15% после реорганизации российских компаний должны были стоить, по приблизительным оценкам, около 2 млрд. долл. В швейцарском реестре выбранная Юрченко компания Savoretti & Partners числилась с 2005 года с уставным капиталом в 20 тыс. швейцарских франков. При этом говорилось, что компания сменила три официальных адреса и находится в стадии ликвидации. В октябре того же года Юрченко был досрочно уволен с поста гендиректора «Связьинвеста», а история с неудавшейся продажей актива всплыла только в ноябре. «Удивительно слышать о том, что бывший гендиректор вел переговоры о продаже крупного пакета акций некоему стратегическом инвестору, особенно в свете того, что оппоненты реформы не раз высказывали опасения о потере госконтроля в холдинге», – прокомментировали тогда СМИ эту информацию в пресс-службе «Связьинвеста».
Этим дело и ограничилось, ни о каких официальных претензиях к сомнительному менеджеру ни акционеры, ни следственные органы так и не заявили. Впрочем, и выведенные в пору его руководства средства никто государству не вернул.