Активисты «Азатлыка» нынешнюю систему власти обычно называют оккупационной.
Фото РИА Новости
Власти Татарстана, долгие годы боровшиеся с политической оппозицией, получили головную боль в образе радикальных националистов. Они в последнее время весьма успешно вытесняют с политического поля умеренных политиков, требующих лишь реформ, но не уничтожения всей современной системы власти. Флагманом радикалов остается союз татарской молодежи (СТМ) «Азатлык» («Свобода»). Его активисты ставят перед собой весьма не толерантные задачи: полное отделение Татарстана от России, военно-политическое сотрудничество с НАТО и обращение к «братской Турции» за помощью в подготовке бойцов для будущей национальной революции.
Хрестоматийные слова литературного персонажа «заграница нам поможет» в устах радикалов из СТМ «Азатлык» теряют ироничный оттенок. Националисты уверены, что, когда Россия начнет распадаться на части, иностранцы просто обязаны поспособствовать обреченному на независимость Татарстану вновь взять суверенитет столько, сколько удастся проглотить. Аппетит в этом случае пришел задолго до начала еды, ведь, по мнению азатлыковцев, за 600 лет после падения Казанского ханства татарский народ по независимости изголодался. В декабре националисты провели публичную акцию у генерального консульства Турции в Казани, в ходе которой потребовали от братьев-мусульман оказать незамедлительную помощь тюркским народам, «угнетаемым российским режимом». Весной лидер СТМ «Азатлык» Наиль Набиуллин заявил, что приветствует размещение транзитной базы войск НАТО под Ульяновском. И даже пообещал приехать к американцам, чтобы сообщить им о бедах татарского народа, который, мол, стонет под игом русской оккупации. По мнению лидера молодых татарских радикалов, налаживание контактов с Североатлантическим альянсом впоследствии поможет Татарстану оказать силовое сопротивление российским войскам и в конечном итоге завоевать долгожданную независимость.
При этом вариант суверенитета эпохи бывшего президента Татарстана Минтимера Шаймиева уже не устраивает националистов. Они предпочитают черпать вдохновение не в политических биографиях «предателей татарского народа», к коим радикалы давно причислили того же Шаймиева, а в героях сопротивления «русской оккупации» из давно ушедших эпох. Яркий пример – последовательная популяризации татарскими националистами имени Абдуллы Алеева, более известного как Батырша. Предводитель крестьянского восстания 1755–1756 годов, объявивший джихад Российской империи, для татарских радикалов является одним из наиболее ярких символов сопротивления колониальной политике русской власти, с которого надо брать пример татарской молодежи. 40 тыс. портретов Абдуллы Алеева азатлыковцы планируют раздать 21 мая в священном для татар Болгаре. Двумя днями ранее радикалы намерены публично требовать от властей Татарстана назвать в честь Батырши одну из строящихся станций казанского метро.
В последнее время активисты «Азатлыка» весьма часто стали прибегать в политической деятельности к религиозным аргументам. Сделав своим символом Абдуллу Алеева, который, говоря о джихаде, придавал крестьянскому бунту ярко выраженный религиозный характер, радикальные националисты хотят получить признание приверженцев экстремистских течений в исламе, которые также активизировали свою деятельность в Татарстане в последнее время. Республиканские власти долго не могли мириться с открытым проявлением политического свободомыслия жителей и немало сил потратили, чтобы в регионе не осталось демократических оппозиционных политических сил, способных на диалог с чиновниками. Но, сделав все возможное, чтобы зачистить политическое поле Татарстана от «травоядной» либеральной оппозиции, элита республики уже получила гораздо более серьезную проблему в образе адептов радикального татарского национализма, собирающую поход против власти уже под знаменем джихада.
Казань