Управление Федеральной миграционной службы (УФМС) по Волгоградской области пытается выслать в Таджикистан одного из активистов таджикской оппозиции Абдулвоси Латипова. Происходит это, по мнению его защиты, в нарушение российских процессуальных норм и вопреки запретам Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Адвокаты уверены, что дело Латипова может обернуться для России еще одним международным скандалом в сфере прав человека.
Один из ближайших соратников лидера Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) 90-х годов прошлого века Ходжи Акбар Тураджонзода был задержан волгоградскими силовиками 4 ноября 2010 года и до 4 мая с.г. находился в СИЗО № 1. Задержание Латипова было осуществлено в связи с запросом властей Таджикистана о его выдаче.
Латипов въехал на территорию РФ по поддельному паспорту еще в начале нулевых. Причиной его бегства из Таджикистана стало преследование властями республики соратников лидера ОТО, а также обвинения Латипова в совершении тяжких уголовных преступлений. Несколько лет Латипов прожил в Челябинской области и был арестован сотрудниками МВД и ФСБ лишь после того, как переехал в Волгоград, где у него появилась новая семья.
По словам адвоката Юлии Аксеновой, в 2012 году ее подзащитный обратился в УФМС по Волгоградской области с ходатайством о признании его беженцем и о предоставлении временного убежища на территории РФ. Однако в этом ему было отказано, а 24 августа 2011 года Генпрокуратура РФ вынесла постановление о выдаче оппозиционера Душанбе.
После этого Абдулвоси Латипов обратился в ЕСПЧ с жалобой на РФ в связи с его выдачей «в страну, где ему грозят опасность, пытки и смерть», а также с заявлением о применении 39-го правила регламента ЕСПЧ (принятие обеспечительных мер, препятствующих выдаче конкретного лица). В январе с.г. Европейский суд по правам человека направил в адрес правительства РФ запрет на выдачу Абдулвоси Латипова Таджикистану. В настоящее время жалоба Латипова находится в производстве ЕСПЧ.
4 мая с.г. истек срок содержания Латипова под стражей. Однако бывший активист таджикской оппозиции так и не смог выйти на свободу. По официальной версии, Латипов сразу после освобождения был задержан сотрудниками УФМС за нарушение правил нахождения на территории РФ. По словам Аксеновой, ее подзащитного прямо из СИЗО привезли в офис УФМС на «Газели» сотрудники ФСБ. Там в течение первой половины дня 4 мая был составлен протокол об административном нарушении законов РФ, после чего Центральный суд Волгограда вынес постановление о привлечении Латипова к административной ответственности по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Таджикский оппозиционер в итоге был приговорен к штрафу в размере 2 тыс. руб. и выдворению из страны. До выдворения он должен был содержаться в спецприемнике.
На этом, однако, судебная интрига не закончилась. 10 мая адвокатом Латипова была подана жалоба на постановление районного суда, которую областной суд рассмотрел утром 16 мая. По словам Аксеновой, в нарушение п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ сам Латипов на заседание суда доставлен не был. После рассмотрения жалобы адвоката судья Сергей Самошкин вынес решение об изменении постановления райсуда от 4 мая – сохранив в качестве меры наказания штраф в 2 тыс. руб., он исключил дополнительное наказание Латипова в виде выдворения, а также содержания в спецприемнике. По мнению Юлии Аксеновой, возможно, на позицию судьи Самошкина повлияли решения ЕСПЧ, запрещающие выдачу таджикского оппозиционера властям в Душанбе.
Несмотря на то что решение областного суда вступило в законную силу немедленно (в момент оглашения), администрация спецприемника МВД отказалась выпустить оппозиционера на свободу. По словам Аксеновой, она доставила заверенную копию решения облсуда в спецприемник уже в 12 часов дня: «Администрация спецприемника должна была сразу же выпустить Латипова, поскольку уже с 10.30 16 мая он был лишен свободы без каких-либо законных оснований. Однако решение суда сотрудники спецприемника взяли, но расписаться в его получении отказались».
Спустя восемь часов, вечером 16 мая, Юлии Аксеновой в помещении спецприемника МВД была вручена копия постановления заместителя председателя Волгоградского областного суда Сергея Чаркина. Из этого постановления следовало, что вице-председатель облсуда 16 мая 2012 рассмотрел протест и.о. прокурора области Александра Руднева на вступившее в законную силу решение судьи Волгоградского областного суда по делу об административном правонарушении в отношении Латипова. Чаркин постановил решение облсуда в части исключения дополнительного наказания Латипова в виде выдворения за пределы РФ и отмены меры пресечения в виде помещения в спецприемник отменить.
По словам Юлии Аксеновой, вынесение сразу двух решений в один день по одному и тому же делу судьями областного суда является процессуальной сенсацией: «Как можно умудриться рассмотреть протест в порядке надзора в день вынесения решения суда второй инстанции, если перед этим необходимо исполнить процессуальные требования КоАП РФ – хотя бы ознакомить Латипова и его адвоката с протестом и дать возможность предоставить возражения, непонятно». Вечером 16 мая Юлия Аксенова направила жалобы на действия волгоградских судей в ЕСПЧ.
Если адвокат Латипова затрудняется объяснить с юридической точки зрения интригу вокруг бывшего оппозиционера, то представители таджикской диаспоры в России говорят о политической подоплеке дела бывшего соратника Тураджонзоды.
Один из представителей волгоградской общины таджиков в беседе с «НГ» заявил, что «дело Латипова является политическим и за ним стоят люди из окружения Эмомали Рахмона»: «Через год в Таджикистане пройдут выборы президента, поэтому нынешний глава республики стремится заранее ослабить оппозицию. Латипов был всегда очень близок к лидеру таджикской оппозиции Ходжи Акбару Тураджонзоде. Через него и некоторых других бывших оппозиционеров теперь хотят отомстить Тураджонзоде, который еще год назад осудил антироссийскую политику Рахмона и заявил о необходимости жесткой ориентации Таджикистана на Москву».
Лидер общественно-политического движения «Ватандор» Дододжон Атовуллоев также считает Латипова «очередной жертвой Рахмона»: «Латипов был амнистирован после гражданской войны в Таджикистане. На территории России он не совершил никаких преступлений. Попытка выдать Латипова Душанбе – это стремление ряда российских чиновников помочь Рахмону, который надеется остаться во главе Таджикистана и после 2013 года».
Волгоград