0
2697
Газета Регионы России Интернет-версия

24.04.2012 00:00:00

"При традиционном подходе проект был бы провальным"

Тэги: остров русский, стройка, саммит, атэс


остров русский, стройка, саммит, атэс Гостиничный комплекс на острове Русский будет одним из объектов саммита АТЭС-2012 и впоследствии войдет в состав Дальневосточного федерального университета.
Фото ИТАР-ТАСС

Саммит глав государств и правительств стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) на о. Русский, который пройдет в начале сентября 2012 года, вполне мог бы и не состояться во Владивостоке. В 2008 году рассматривались разные варианты мест его проведения. Ведь три года назад на острове не было никакой инфраструктуры – ни гостиниц, ни конференц-залов, ни канализации, ни водоснабжения. Сегодня же здесь построен современный комплекс Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), где, собственно, и пройдет саммит АТЭС-2012.

До начала стройки мало кто мог дать гарантии, что можно завершить работы в срок. Чтобы не сорвать подготовку к саммиту, правительство Российской Федерации сделало ставку на крупного подрядчика, который имел опыт масштабного строительства и мог бы обеспечить возведение и своевременный ввод в эксплуатацию десятков объектов, высокое качество работ. О том, как государственный заказчик и частная компания показали пример сотрудничества власти и бизнеса, журналисту «НГ» Михаилу СЕРГЕЕВУ рассказал Арас АГАЛАРОВ – президент Crocus Group, генеральный директор ЗАО «Крокус», которое было выбрано правительством РФ в качестве единственного подрядчика строительства университетского комплекса.

– Арас Искандерович, как получилось, что ваша компания стала единственным подрядчиком строительства на острове Русский?

– На участие в этом проекте изначально мы не претендовали. Ведь саммит АТЭС – это важное международное событие высшего уровня. Как я сейчас понимаю, для реализации проектов, связанных с подготовкой к саммиту, правительство вело тщательный заочный отбор потенциальных исполнителей.

В конце 2008 года правительство приняло принципиальное решение о проведении конференции на острове Русский на базе комплекса зданий Дальневосточного федерального университета, строительство которого было предусмотрено Федеральной целевой программой по развитию Дальнего Востока. Однако ДВФУ надо было еще спроектировать и построить, а до самого саммита между тем оставалось всего три с небольшим года. В этих условиях, как я понимаю, требовалось принципиальное государственное решение о том, кто будет строить ДВФУ, уверенность в том, что объект будет возведен и сдан в срок и будет строго соблюдена смета расходов, предусмотренная правительством.

Моя причастность к проекту началась, как мне представляется, с посещения в сентябре 2008 года заместителем председателя правительства РФ Игорем Шуваловым Международного автомобильного салона, проходившего в нашем выставочном центре «Крокус Экспо». До этого мы с ним не были знакомы. Сегодня Игорь Шувалов возглавляет оргкомитет по подготовке к саммиту АТЭС и госкомиссию по развитию Дальнего Востока. После осмотра экспозиции Международного автосалона он попросил показать ему весь комплекс «Крокус Сити», все наши построенные и строящиеся объекты – выставочные павильоны, конференц-залы, концертный зал, возведенные, как я рассказал ему, в довольно короткие сроки. Каких-либо предложений он тогда не высказал.

Через несколько месяцев – в самом конце 2008 года – меня пригласили на правительственное совещание, посвященное подготовке к саммиту АТЭС. Там обсуждались объемы строительства на острове Русский и необходимое для этого финансирование. Помню, как за 62 миллиарда бюджетных рублей предлагалось построить 120 тысяч квадратных метров конференц-залов, жилых и офисных помещений. Получалось примерно, по 17 тысяч долларов за каждый метр. При этом в общем никто не давал гарантий, что все строительство завершится в срок.

Когда меня спросили, за какие деньги можно было бы построить подобные объекты, я ответил: по 3 тысячи долларов за метр. И, естественно, тогда мне никто не поверил. Ведь в эти 3 тысячи долларов я предлагал включить не только строительно-монтажные работы, но и инженерные сети, дороги, а также полное обустройство территории университетского городка, оснащение и оборудование зданий – вплоть до штор, занавесок и постельных принадлежностей.

– За счет чего вы смогли объявить такую разницу в ценах? Ведь просто так снизить издержки в пять-шесть раз невозможно...

– На Русском действительно очень непростые условия. Изначально на острове не было никакой инфраструктуры для строительства. Там не было жилья для строителей, не было пресной воды, не было тепла и энергоснабжения. Поэтому потенциальные подрядчики, которые предлагали строить за 17 тысяч долларов за метр, планировали сначала оборудовать полноценный временный городок для строителей, а потом уже начать возведение собственно объектов для саммита и Дальневосточного университета. Кроме того, они предполагали завозить чуть ли не всю воду для бетонных работ с материка. Отсюда и получались большие сроки, большие расходы и довольно скромные площади.

У меня же был другой опыт строительства. Я знаю, как строят, например, в Америке. Знаю, сколько можно сэкономить на оптовых закупках материалов и оборудования. Знаю, какую экономию дает правильная организация работ, использование современных технологий. Именно поэтому я и предложил свой план и свою смету.

Вокруг нас было много скептиков, которых не мог убедить даже успешный опыт строительства «Крокус Сити». Были и противники, которым удобнее было работать с другими исполнителями, которые настаивали на более высоких ценах строительства. Были сомнения даже у наших собственных специалистов. В моей организации работают два бывших руководителя строительных трестов с многолетним опытом. И даже они долго считали, что выполнить запланированное в срок невозможно.

Но мы все же разработали и представили детальный и экономически обоснованный план строительства. Наши проработки показывали, что при определенных условиях справиться с задачей можно.

– Это было уже в начале 2009 года?

– Да, а затем в мае 2009 года вышло подписанное Владимиром Путиным распоряжение правительства, в соответствии с которым «Крокус Интернэшнл» стало единственным подрядчиком по строительству ДВФУ и конференц-центра на острове Русский. Такое доверие со стороны правительства и поддержка в реализации этого заказа со стороны Игоря Шувалова, фактически взявшего на себя роль поручителя, накладывали на нас самую высокую ответственность. Мы понимали, что не имеем никакого права подвести руководство страны. И не подвели – перепрыгнули, можно сказать, через гигантскую пропасть, которую человек, наверное, может перепрыгнуть только один раз в жизни.

Организационные сложности и проблемы самого строительства, конечно, угнетали. Один пример: сложный рельеф сопок с перепадом высот до 60 метров с разрезами, оврагами и балками потребовали объема земляных работ почти 4 миллионов кубометров – это в два-три раза больше, чем, например, при строительстве крупной гидростанции. Одной только взрывчатки для вскрытия пород потребовалось около 400 тонн. Но перспектива успешного завершения проекта вдохновляла. Ведь далеко не каждому выпадает в жизни шанс построить целый город или современный университет, которого в России не строили со времени сооружения МГУ имени Ломоносова.

– Трудно поверить, что в России соблюдаются строительные планы и графики... Неужели на Русском все идет по-другому? В чем секрет организации дела?

– Да, на крупных стройках нередко происходят срывы. Но у нас объекты сдаются даже с опережением графика. В частности, досрочно сданы пять корпусов, где будут жить главы государств и члены делегаций – участники саммита АТЭС, а затем профессора, преподаватели и студенты ДВФУ. Проекты и планы иногда действительно пересматриваются. Но только в сторону расширения площадей, улучшения архитектурных решений, установки самого современного оборудования, включения новых объектов, причем без увеличения общей суммы утвержденной сметы.

В ходе этих изменений первоначального проекта ДВФУ общая площадь застройки комплекса выросла с 500 до 900 тысяч квадратных метров. Дополнительно в проект, в частности, была добавлена коммунальная зона, которая включает опреснительную установку, очистные сооружения, комплекс переработки бытовых отходов. Кроме того, дополнительно строятся лабораторный корпус, реабилитационный центр, пожарное депо с центром для подготовки спасателей и другие здания.

Несмотря на расширение проекта, нам удалось добиться некоторой экономии средств благодаря применению передовых технологий. За счет этого была построена современная набережная в граните в самой красивой бухте Аякс. Оборудована также ландшафтно-парковая зона с водопадом, фонтанами и художественной подсветкой.

При традиционных подходах проект был бы, конечно, провальный. Как говорят, «я не должен был выжить». Я имею в виду возникающие ведомственные противостояния или бизнес-конфликты в ходе реализации таких крупных проектов. Но правительство – в частности Игорь Иванович Шувалов – обеспечивали решение всех межведомственных вопросов, делегируя нам полномочия по организации работ. Мы чувствовали постоянную поддержку и реально видели, что первый вице-премьер просто впрягся в эту работу, ежечасно контролирует процесс. Я мог всегда обратиться к нему за решением того или иного вопроса. И эти вопросы оперативно решались.

Точно такое же доверительное и оперативное взаимодействие шло на уровне архитектурных и инженерных решений. Проектная документация прорабатывалась в «ЦНИИЭП Жилища», которым руководит Валерий Митрофанович Острецов. Успехом строительства мы во многом обязаны его оперативности и готовности к нестандартным решениям. Институт Острецова быстро адаптировал к российским условиям лучшие мировые образцы строительства университетов и университетских кампусов. Мы работали для достижения общих целей и понимаем друг друга с полуслова. Если бы не современные технологии, то не было бы и экономии.

Очень важны для нас подбор команды и доверительные отношения внутри нее. Вот пример: мы беседуем с вами уже около часа, и за это время никто из сотрудников мне не позвонил. Хотя на объектах компании в эту минуту трудятся десятки тысяч человек и, естественно, возникают сотни конкретных вопросов согласований. При старой организации дела телефон начальника главка или треста уже раскалился бы от звонков и от требований решить ту или иную проблему. Но у нас современная организация, и я передаю моим сотрудникам все полномочия по их направлениям. Этим, в частности, и обеспечиваются оперативность и эффективность.

В общем, сегодня никаких сомнений в успешном завершении подготовки к саммиту у меня нет. Более того – еще до сентября на острове Русский в помещениях ДВФУ пройдут несколько конференций, что подтвердит полную готовность к встрече участников саммита.

– Предприниматели в России, как правило, жалуются на избыточный контроль и ненужное регулирование. Не мешала ли вам эта российская специфика?

– Втягиваясь в подготовку АТЭС, мы не представляли всех сложностей, связанных с проверками и согласованиями. Могу сейчас это признать. Государство, естественно, должно контролировать, как расходуются его бюджетные средства и какие при этом уплачиваются налоги. Поэтому многие проверки оправданны. В частности, нас проверяют аудиторы Счетной палаты, налоговые органы. Контролируют нас представители государственного заказчика из Минрегионразвития. Кроме того, мы согласовываем свои проекты с экологами, с Ростехнадзором, Роспотребнадзором. Нас также проверяют по линии МВД, Генпрокуратуры, Росфинмониторинга, Росфиннадзора и многие другие организации, с которыми ранее мы ранее сталкивались не так часто.

Хочу сказать, были и удивительные случаи. Например, поступила жалоба, что мы незаконно построили набережную и причал, которых не было в первоначальном проекте. То есть нас обвиняли в том, что мы за счет собственной прибыли провели благоустройство заброшенного берега, где валялся всякий мусор, старые покрышки и ржавые лодки. Еще один пример – это письмо бывшего замминистра внутренних дел Михаила Суходольского в адрес Шувалова, в котором утверждалось, что я украл 500 миллионов рублей, собираюсь продать «Крокус» и куда-то сбежать. Полный абсурд, конечно. Но и это письмо было тщательно проверено сразу несколькими инстанциями. Сегодня могу сказать, что мы уже не вздрагиваем при слове «проверка». Мы привыкли к этому и считаем их обычным рядовым мероприятием.

В конце хочу сказать, что в ходе реализации проекта перед нами стояли две основные задачи – уложиться в намеченные сроки и не выйти за рамки утвержденного объема государственного финансирования. Так мы и работаем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
880
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1549
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1383
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2593

Другие новости