У защитников Церкви и Патриарха свои лозунги и цели.
Фото Reuters
Перед московским храмом Христа Спасителя и перед кафедральными соборами разных епархий РПЦ вчера состоялись молитвенные стояния и крестные ходы «в защиту поруганных святынь». Эти мероприятия сочетали в себе элементы богослужения и политической массовой акции. Поводом для политизированных молебнов стали выступление группы Pussy Riot и скандалы, связанные с именем Патриарха Кирилла.
Корреспондент «НГ» передавал с места событий, что выход из метро к храму Христа Спасителя был закрыт, улица Волхонка перекрыта грузовиками. К назначенному времени к собору стекались толпы людей с хоругвями и имперскими знаменами. Несколько тысяч человек находились перед храмом уже в час дня. Многие держали флаги православных организаций.
На плазменных экранах шла трансляция выступлений главы Информационного отдела РПЦ Владимира Легойды, протоиереев Владимира Вигилянского и Димитрия Смирнова, Натальи Нарочницкой.
По окончании литургии Патриарх Кирилл вышел из храма и произнес проповедь. «Среди нас есть предатели в рясах, которые говорят – зачем, мол, собираться здесь на молебен?» – заявил глава РПЦ. «Мы сегодня подверглись атаке гонителей, не сопоставимой с тем, что было в прошлом, но опасной тем, что сам факт кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать как законное проявление человеческой свободы, как то, что должно защищаться современным обществом», – сказал также Патриарх Кирилл.
Во время молебна несколько человек потеряли сознание, их вывели из толпы врачи «скорой помощи». К трем часам дня, как и было ранее заявлено организаторами, мероприятие подошло к концу, участники начали расходиться.
Молитвенные стояния происходили и раньше. В 2002 году в 30 городах России прошли акции против духовной экспансии Ватикана и в поддержку «Основ православной культуры». В начале 2009 года, накануне выборов Патриарха, несколько десятков представителей православной общественности Москвы провели молитвенное стояние у патриаршей резиденции в Чистом переулке против «кампании клеветы» в отношении митрополита Кирилла, будущего Патриарха. Кроме того, в прошлые годы такие акции часто были формой общественных выступлений ультраконсервативных групп внутри Церкви, причем альтернативных по отношению к священноначалию. В 2002 году прошли молитвенные стояния против социальной карты москвича, в 2008 году сторонники изверженного из сана епископа Диомида (Дзюбана) организовали стояние перед патриаршей резиденцией в Чистом переулке. В 2010 году «молебен протеста» прошел во Владимире, когда РПЦ готовила осуждение архимандрита Петра (Кучера). Во многих случаях говорилось о том, что против ревнителей истинной веры ведется «информационная война».
Однако нынешнее мероприятие отличает то, что в нем принимают участие тысячи человек и организовано оно непосредственно руководством РПЦ. По сообщению ГУВД, в Москве РПЦ мобилизовала 65 тыс. участников. По оценке нашего корреспондента, на молебне было не более 20 тыс. В Краснодаре на аналогичную акцию собрались примерно 20 тыс. человек, сообщила местная епархия РПЦ.
Церковь отрицает политический характер вчерашних мероприятий. «Мы с вами не пришли на митинг – Церковь не проводит митингов... Мы пришли для того, чтобы помолиться Богу о стране нашей, о народе ее, чтобы больше ни при каких условиях не были осквернены наши святыни, не была оболгана наша история, не был извращен наш дух. Мы никому не угрожаем, никому не демонстрируем свою силу – сила Божия в немощи совершается», – сказал вчера Патриарх на проповеди перед храмом Христа Спасителя. Однако поскольку молебны прошли вне стен храма, они приобрели характер публичных акций. Вопрос лишь в том, к кому обращаются участники церковных акций – к власти или к тем слоям граждан, которые не приемлют активное участие Церкви в делах общества и государства.
Провоцирующим событием для вчерашних молебнов стала акция Pussy Riot 21 февраля. Участницы группы сидят в СИЗО, но мы еще не услышали официальных комментариев со стороны следствия. Копья по поводу скандального перформанса ломают адвокаты девушек, представители нонконформистской богемы – и Церковь. Возможно, из-за того, что государство самоустранилось от роли верховного арбитра, по крайней мере четко не оповещает общество о своей позиции, поле идеологической битвы остается за Церковью и антиклерикалами. В таком случае политизация религии в нашей стране неизбежна, а плоды гражданского противостояния еще предстоит пожать.