В мечети Энилер предпочли уменьшить громкость азана, чтобы не раздражать жителей окрестных домов.
Фото с сайта www.islamnews.ru
Конституционный суд Татарстана оставил без удовлетворения иск казанца Дмитрия Фролова, который требовал отмены местного закона о тишине, нарушающего, по мнению заявителя, его гражданские права. Дмитрий Фролов утверждал, что несколько лет не может выспаться из-за того, что в окнах его квартиры каждое утро звучит мусульманский призыв на молитву, а закон, который должен защищать права граждан на спокойный сон, фактически бездействует.
Азан (призыв на молитву) раздается каждый день в пять утра в репродукторах мечети Энилер, расположенной рядом с домом Фролова. Поначалу Дмитрий Фролов пытался обратиться за помощью в правоохранительные органы, ссылаясь на тот самый закон о тишине, который запрещает шуметь с 23 часов до 6 утра. Однако полицейские отказались помогать казанцу, заверив его, что звучание азана в репродукторах мечети соответствует допустимому уровню. Кроме того, выяснилось, что закон о тишине не распространяется на религиозные организации и никто не имеет права запретить муэдзину призывать верующих к молитве в любое время суток. Дмитрий Фролов посчитал, что бездействие закона нарушает его гражданские права, и обратился в Конституционный суд Татарстана.
По мнению Дмитрия Фролова, республиканский Закон «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время» противоречит Конституции РФ, которая гарантирует защиту прав и свобод граждан, в том числе право на спокойный отдых. Однако суд не согласился с доводами казанца. Как объяснил судья Конституционного суда Татарстана Артур Шакараев, оспариваемое заявителем положение закона не может рассматриваться как ограничивающее равенство граждан, поскольку оно направлено на обеспечение конституционного права на свободу совести и вероисповедания и в равной мере относится ко всем конфессиям республики. Иными словами, никто не вправе навязывать верующим свое представление о том, когда и как они должны совершать молитву. В противном случае уже сами верующие могут заявить о своих правах, которые также защищены Конституцией. Кроме того, как отметили в суде, религиозные организации в России действуют в соответствии с федеральным законом о свободе совести, а по нему призывать мусульман на молитву можно в любое время суток. На этом основании суд признал правомерным бездействие закона о тишине в отношении религиозных организаций и отказал Дмитрию Фролову в удовлетворении иска.
По мнению председателя Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, директора Казанского центра изучения Корана и сунны Фарида Салмана, Дмитрию Фролову не надо было доводить этот конфликт до суда. «Зачем понадобилось идти в суд, когда можно было обратиться в мечеть, приходской совет, мухтасибат, связаться с Духовным управлением мусульман Татарстана и уладить проблему, – недоумевает эксперт. – Мы рискуем получить ситуацию, при которой сегодня один человек заявит, что его не устраивает азан, а завтра придет женщина с татарской фамилией и будет жаловаться на колокольный звон православного храма, который не дает ей спокойно совершать молитву. Я приветствую решение Конституционного суда».
В самой мечети Энилер уже пошли навстречу жителям окрестных домов, которым мешают высыпаться призывы на молитву, уменьшив громкость звучания азана в репродукторах до возможного минимума. Впрочем, компромиссное решение вызвало недовольство уже самих мусульман. Студенты Российского исламского университета, расположенного рядом с мечетью, заявили о том, что муэдзина теперь не стало слышно совсем.
Казань