Мэр Самары Дмитрий Азаров уверен, что будущий губернатор должен пройти через муниципальный фильтр.
Фото ИТАР-ТАСС
Губернаторские выборы в РФ будут проходить через праймериз: чтобы получить удостоверение кандидата на пост главы региона, выдвиженцу необходимо будет получить не менее 5–10% подписей местных депутатов. Эта инициатива обсуждалась на состоявшейся в конце прошлой недели в Горках встрече региональных руководителей с президентом Дмитрием Медведевым. Мэр Самары Дмитрий АЗАРОВ, участвовавший в разработке будущего законопроекта, рассказал корреспонденту «НГ» Савелию ВЕЖИНУ о том, как видится авторам инициативы ее реализация.
– Дмитрий Игоревич, откуда появилась идея проведения праймериз для губернаторских выборов?
– Люди, которые внесли эти предложения, имеют опыт собственного участия в избирательных кампаниях и не забыли выборы, проходившие в 90-х.
Мы с вами помним, как в то время в губернаторские кресла рвались – и в некоторых регионах весьма успешно – и экстремисты, и сепаратисты, и бандиты, и просто проходимцы. Отдельные губернаторы намеревались ввести свою валюту, в Самарской области глава региона был озабочен формированием регионального золотовалютного резерва. Таким образом, губернаторские выборы эпохи 90-х во многом подорвали доверие как к самой власти, так и к демократическим институтам ее избрания.
Безусловно, этот негативный опыт нужно учитывать при формировании нового законопроекта. Я открыто высказывал свою озабоченность по этому вопросу на различных площадках. В том числе у меня была возможность обсудить эту тему со своими коллегами из Союза российских городов и Ассоциации городов Поволжья, которую я возглавляю.
– А затем обратились к президенту?
– Сегодня власть слышит и учитывает различные инициативы. Да, после того как наша позиция была сформулирована, мы представили ее в администрацию президента.
– В чем смысл введения праймериз на выборах губернаторов?
– Трудно найти идеальную модель политической системы и ее формирования. Сегодня, рассматривая законопроект об избрании губернаторов, необходимо учитывать и внесение в законодательство изменений, связанных с упрощением процедуры регистрации политических партий. С большой долей вероятности можно предположить, что количество партий в нашей стране резко увеличится. Я почти уверен, что практически каждая из них попытается выдвинуть своего кандидата на губернаторских выборах. Если партий будет, допустим, не меньше 50, то не исключено, что появится и такое же число претендентов на губернаторское кресло. Человеку разобраться в этой веренице списков будет очень и очень непросто. Помимо этого мы с вами должны понимать, что возможности манипулирования общественным мнением очень сильно возросли.
Мы задались резонным вопросом, как в этой ситуации избирателям не оказаться обманутыми? Ответ лежал на поверхности – необходимо задействовать экспертное мнение. А кто может быть лучшими экспертами, чем депутаты муниципальных советов, которые сами прошли через выборы и которым на уровне поселка, района, города люди уже поверили? В результате мы пришли к следующему предложению: если потенциальный кандидат сможет заручиться поддержкой 5–10% депутатов муниципальных образований и получит такие депутатские подписи во всех муниципальных районах и городских округах региона – это будет означать, что выдвиженец действительно достоин доверия.
Здесь, с одной стороны, мы помогаем избирателям разобраться в ситуации. С другой – поднимаем статус муниципальных депутатов. Но и это еще не все. Для того чтобы заручиться поддержкой местных народных представителей, кандидату необходимо будет объехать каждое муниципальное образование в регионе. Таким образом, он сможет по-настоящему проникнуться проблемами людей на местах и сформировать видение относительно того как их решать.
Самое главное, это позволит ему не только узнать о проблемах поселения и конкретного поселка, но и взять на себя обязательства как перед муниципалитетом, так и перед конкретным жителем. Для меня лично как для главы города очень важно, чтобы будущий губернатор имел и понимание его проблем, чувствовал ответственность перед городом.
– Как эта инициатива будет реализована технически?
– Сегодня есть инициатива, но она должна стать законопроектом. Обсудив этот вопрос с президентом, мы фактически получили поручение оформить ее в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Сейчас эта работа идет.
Каким образом данная инициатива может быть реализована на практике? Здесь возможен как формат публичных встреч кандидата со всеми городскими, районными, поселковыми депутатами, так и работа по конкретным депутатским округам. Итогом этой деятельности должен стать сбор подписей муниципальных представителей в поддержку конкретного кандидата при его выдвижении. Затем кандидат представляет эти депутатские подписи в избирательную комиссию для получения регистрации на выборах.
– На встрече с президентом вы озвучили еще одну интересную инициативу: проведение выборов один раз в году в сентябре. Какие причины побудили вас выступить с таким предложением?
– Даже сейчас, когда в стране два дня голосования в году, главы муниципальных образований постоянно ощущают себя в состоянии выборов, поскольку необходимо обеспечивать работу избирательных комиссий, организовывать участки для голосования и прочее. Понятно, что любой избирательный процесс отвлекает, что сказывается на эффективности работы органов местного самоуправления. Поэтому считаю нормальной практику, существующую во многих странах, – проведение выборов один раз в году. Это выгодно и с точки зрения экономии бюджетных средств на организацию избирательного процесса.
– Почему вы предлагаете проводить выборы именно в сентябре?
– Здесь несколько очевидных плюсов. Объясню на собственном примере. Будучи избранным в октябре, я столкнулся с тем, что бюджет уже был принят в первом чтении. В такой ситуации вновь избранный глава региона или муниципального образования отчасти становится заложником бюджетной конструкции, созданной без его участия. Понятно, когда ты сам собираешь наказы избирателей, имеешь свою программу развития территории, ты должен иметь возможность сформировать бюджет самостоятельно, исходя из своего видения. Проведя выборы в сентябре, мы даем такую возможность вновь избранному руководителю.
И, конечно, должно быть время, чтобы нормально подготовиться к отопительному сезону. По своему опыту могу сказать, что я избрался 15 октября, когда отопительный сезон уже стартовал. Но если новый руководитель занимает должность в сентябре, на решение этого вопроса у него впереди целый месяц. А это тоже важнейшая задача главы как муниципальной, так и региональной власти с учетом тех климатических условий, в которых живет наша страна.
И, конечно же, сентябрь подходящий месяц с той точки зрения, что люди вернулись из отпусков, отправили детей в школу, стоит еще хорошая погода. О комфорте избирателей тоже надо думать.