Большой десантный корабль «Цезарь Куников» – флагман участвующего в учении отряда кораблей.
Фото РИА Новости
На Черном море продолжается активная фаза традиционных международных учений Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия (ЧВМГ ОВ) Blackseafor, которой командует представитель ВМФ России капитан 1 ранга Юрий Земский. Сегодня корабли группы начинают переход из румынского порта Констанца в бухты Севастополя, одновременно отрабатывая совместные плановые учебные задачи. Об этом сообщил начальник отдела информационного обеспечения Черноморского флота капитан 1 ранга Вячеслав Трухачев.
Данные маневры организуются на основе соглашения, заключенного черноморскими государствами (Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной) 2 апреля 2001 года в Стамбуле «на основе доброй воли» и преследуют гуманитарные цели.
Между тем эти традиционные учения не лишены военно-политических противоречий и лишь отчасти соответствуют заявленным целям и задачам.
Более 10 лет военно-морские силы разных стран ежегодно отрабатывают совместные задачи поисково-спасательного характера, борьбу с пиратами и террористами, проводят учебные противоминные и гуманитарные операции, а также мероприятия по защите окружающей среды и организации визитов доброй воли. Однако, как показывает практика, такое взаимодействие не привело к предотвращению конфликтов в регионе и не разрешило имеющихся военно-политических противоречий. Несмотря на гуманитарный характер отрабатываемых задач, в весенних маневрах ЧВМГ ОВ по-прежнему не участвуют боевые корабли Грузии. При этом, кроме Украины и России, остальные участники маневров – страны НАТО, которые преследуют на Черном море несколько иные военные планы и цели, в том числе связанные с размещением в причерноморской зоне, а также непосредственно в акватории Черного моря систем противоракетной обороны США.
В отличие от недавних инициатив, связанных с отказом Тбилиси участвовать в сотрудничестве с Россией по договору «Открытое небо», от участия в Blackseafor официальный Тбилиси отказался еще в августе 2008 года. Тогда, как известно, корабли ЧФ отражали атаки грузинских ВМС вблизи побережья Абхазии. В то время корабли ЧВМГ ОВ должны были проводить совместные маневры именно в зоне развернувшегося на море конфликта. Однако, выйдя из Севастопольской бухты 12 августа 2008 года, корабли совместной группировки отправились не в сторону Батуми и Новороссийска, как планировалось, а в сторону Турции. Впоследствии, как известно, почти все корабли военно-морских сил Грузии были затоплены в морском порту города Поти. С тех пор лишь однажды – на праздновании 10-летнего юбилея создания ЧВМГ ОВ – артиллерийский катер береговой охраны Грузии «Сухуми» принял участие в маневрах Blackseafor в апреле 2011 года в Турции и посетил морской порт Севастополь. Ни один российский морской порт грузинские корабли после 2008 года не посещали. В то же время грузинские офицеры связи участвуют в работе штаба ЧВМГ ОВ, располагаясь на кораблях Турции и Румынии, действующих по планам Blackseafor-2012.
Как сообщает капитан 1 ранга Вячеслав Трухачев, флагманом весенней активации 2012 года является большой десантный корабль «Цезарь Куников». Он, а также ряд кораблей ЧФ, Украины и Турции на днях отработали задачи по оказанию помощи аварийному судну. Обращает внимание, что именно «Цезарь Куников» в августе 2008 года высаживал морской десант у берегов Абхазии, а также участвовал в морском бою в составе группы кораблей ЧФ против катеров ВМС Грузии, обстрелявших российские военные корабли.
Могли бы корабли ЧВМГ ОВ тогда предотвратить военные столкновения между Россией и Грузией? Судя по всему, нет. В формате Blackseafor решение задач по принуждению к миру или разведению сторон не предусмотрено. Эксперт Института украинской политики Алексей Полтораков считает, что Blackseafor «является первой в мировой практике многонациональной военно-морской группой оперативного взаимодействия, предназначенной для использования в чрезвычайных ситуациях исключительно в мирных целях». Однако в реальных гуманитарных и мирных целях в новейшей истории она тоже не применялась. Все задачи были только учебного плана, считает эксперт.
Алексей Полтораков считает, что между участниками ЧВМГ ОВ существуют неразрешимые на сегодняшний день противоречия. «Россия и Турция, скажем, заинтересованы в развитии Blackseafor как фактора, сдерживающего присутствие США в Черноморском регионе». Хотя, по его мнению, «Румыния и Болгария заинтересованы скорее в усилении американского присутствия и в развитии проекта ПРО, в том числе за счет его черноморской составляющей. На данный момент наиболее напряженными остаются российско-грузинские отношения, непросты также и украинско-румынские отношения».