31 марта протестная акция в Нижнем Новгороде, как обычно, не была согласована с городскими властями. Однако в отличие от прошлого митинга 10 марта, сопровождавшегося разгоном и массовыми арестами, это мероприятие прошло мирно и без задержаний.
Отказ мэрии согласовать митинг на площади Свободы оппозиция расценила как грубейшее нарушение 31-й статьи Конституции. Тем не менее на этот раз протестующие решили обойтись без транспарантов, обычно раздражающих полицию. Да и собралось на акцию немногим более сотни человек, в основном активисты «Стратегии-31».
Митингующие приняли решение о создании Нижегородского гражданского движения. «Мы не делимся на партийных и беспартийных, на левых и правых, либералов и патриотов, – говорится в декларации нового движения. – Наша цель – превращение России в справедливое государство свободных граждан». Предполагается, что движение «будет помогать нижегородцам отстаивать свои права в самых разных ситуациях».
Это событие прошло на фоне кампании региональных властей по созданию в Нижнем Новгороде «гайд-парка». С такой инициативой две недели назад в своем блоге выступил губернатор Валерий Шанцев. «Насколько я знаю, администрация города еще в 2007 году определила в Нижнем Новгороде восемь мест, где можно проводить публичные мероприятия, – по одному в каждом районе, – написал глава области. – Как я понял, это далеко не всех устраивает. Тогда важно пригласить заинтересованные стороны, обсудить: может, стоит их изменить, может, наоборот, признать наиболее удобными, и все политические акции без каких-либо исключений должны проходить именно в этих местах». Среди традиционно благодушных комментариев этого поста губернатора встречались и критические. Так, гражданский активист Алексей Садомовский предложил организовать «гайд-парк» не в «загончике», а на местном телевидении. А другой посетитель блога Антон Булеков заметил, что «для начала неплохо было бы обзавестись просто парками с инфраструктурой». Кстати, борьба за городские парки – против надвигающегося на них городского строительства – уже несколько лет остается одной из наиболее горячих тем акций протеста горожан.
А в минувший четверг нижегородский сити-менеджер Олег Кондрашов устроил круглый стол по обсуждению оптимальной площадки для местного «гайд-парка». Наиболее непримиримые оппозиционеры отказались участвовать в дискуссии. Участники протестного движения с многолетним стажем Станислав Дмитриевский и Илья Шамазов выступили с совместным заявлением. Они обвинили власть в намерении «создать на городских задворках своеобразные «гетто» для проведения митингов и демонстраций и на основании этого решения в дальнейшем отказывать в согласовании проведения мирных собраний в любых других местах, включая знаковые для города улицы и площади исторического центра».
Участники обсуждения так и не пришли к единому мнению о локализации «гайд-парка». Сторонники власти предлагали в основном места довольно малолюдные, в стороне от городских потоков. Оппозиционеры сомневались в самой идее «гайд-парка» и предположили, что ограничение мест для собраний нарушает Конституцию. Активист «Стратегии-31» Олег Сильверстов, избитый полицией на митинге 10 марта и попавший в больницу, выразил негодование по поводу неясной процедуры согласования публичных акций нижегородской мэрией: «На основании чего власти решают, законна акция или нет? Почему одним можно устраивать акции в центре города, а другим нельзя?»
Кстати, сегодня в Нижегородском районном суде начнется рассмотрение иска движения «Трудовой Нижний Новгород» к городской администрации и заместителю мэра Марии Холкиной. Речь идет о митинге 24 декабря прошлого года. Сначала городские власти сами предложили провести его на площади Свободы, однако за день до мероприятия (с нарушением сроков) вдруг отказали в его согласовании. В результате наиболее активные участники оказались задержаными. Ведущий митинга Алексей Горшков получил пять суток ареста за неповиновение полиции. Он провел в камере три дня, после чего опротестовал решение мирового судьи, так что его арест был признан незаконным. Теперь Горшков намерен требовать возмещения понесенного ущерба, ведь из-за неправомерного решения суда он три дня не мог выполнять свои рабочие обязанности. Всего же за участие в той акции оказались привлечены к административной ответственности более двух десятков человек.
Нижний Новгород