Фото Reuters
Возможно, я по-детски наивен, но без всякого лицемерия искренне рад, что Владимир Путин уверенно выиграл выборы президента РФ. Мне довелось общаться с ним, я верю в него, в его стратегию, уверен, что он искренне хочет сделать Россию лучшей страной в мире.
Я искренне верю, что обращение к активным и инициативным гражданам России было абсолютно искренним посылом, а не просто предвыборным пиаром. Только вот все инициативы активных граждан разбиваются о стену чиновников, и, видимо, поэтому многие талантливые, инициативные и активные россияне реализуют себя в других странах.
К сожалению, «свита делает короля», а свита сегодня – это многочисленные чиновники, которые верно и искренне служат президенту, но не России. И почему-то именно они решают, что надо знать президенту, а чего не надо, кого пускать к нему, а кого не пускать.
Прежде чем написать эту статью-обращение, я пообщался с некоторыми высокими начальниками, написал десятки писем во всевозможные правительственные ведомства и даже на сайт «большого правительства», заранее зная бесполезность этой работы. Но делал это для того, чтобы и по этикету, и «по понятиям» пройти все бюрократические процедуры перед тем, как обратиться в «Независимую газету», и, конечно, надеюсь, что таким образом смогу выйти на прямое общение с президентом РФ или премьер-министром и получить или не получить возможность реализовать свои знания и опыт для пользы своей страны. Хотя не факт, и, возможно, ни Дмитрий Анатольевич, ни Владимир Владимирович ничего об этой статье и не узнают, ведь умеют окружающие их люди доносить информацию дозированно и избирательно. Тогда буду искать другие варианты выхода на первых лиц страны, но точно не остановлюсь, пока не пойму, что обо мне и моих предложениях известно первым лицам страны.
Основная цель всех моих писем и обращений – это искреннее желание сделать в России современное, технологически новое телевидение!
Думаю, что телевидению и радио необходимо вернуть статус отдельной отрасли, и искренне хочу стать министром этой отрасли! У меня есть конкретные предложения и планы, я знаю телевидение со всех сторон, фактически на молекулярном уровне, начиная от расчета радиочастот и заканчивая выпуском новостей. Я полон сил и энергии и искренне желаю реализовать свои знания и опыт на благо России.
Не хочу особо вдаваться в подробности происходящих процессов в телевидении России сегодня, но и не могу о них не писать вообще.
Я искренне верю действующему президенту Дмитрию Анатольевичу Медведеву, когда он призывает к борьбе с монополиями и говорит про малый бизнес и его развитие, но факты упрямая вещь. Указ президента РФ № 637 от 12 мая 2011 года говорит о том, что всем цифровым телевидением в стране может заниматься только государственная компания ФГУП «РТРС».
Хочу заметить, что этот указ незаконно лишает региональные телерадиокомпании и других операторов связи значительных объемов своей деятельности, носит явно дискриминирующий характер, разрушает конкурентную среду, нарушает конституционные права и создает искусственную государственную монополию. Хорошо понимаю, что эти указы и подобные законы пишут все те же чиновники, но подписывают президент РФ и премьер-министр, и поэтому именно к ним потом направлены претензии граждан России, потому что законы и указы эти зачастую лоббируют интересы отдельных людей и структур и не только не приносят никакой пользы стране, а зачастую наносят серьезный вред.
Сегодня сеть ФГУП «РТРС», которой эксклюзивно президент РФ доверяет делать в стране цифровое телевидение, не способна и теоретически, и физически выполнить качественно возложенные на нее обязательства по переходу на цифровое вещание без использования технической базы других операторов связи. Проблема в том, что технически база РТРС в основном построена в начале 60-х годов, по технологиям и для технологий того времени, многие телебашни расположены в старых центрах городов, без учета новостроек и высотных домов. Фактически всю техническую базу РТРС надо было еще лет десять назад частично распродать, а частично модифицировать.
В результате сложилась парадоксальная ситуация, при которой многие операторы связи, обладая более высокой технологической возможностью, указом президента РФ лишены права оказывать услуги по цифровому телерадиовещанию. Кроме того, такая госмонополия очень удобна для создания преступной пирамиды генподрядов. Правда, чиновники Министерства связи и коммуникаций в своих ответах по этому поводу с завидной регулярностью напоминают мне о сигналах ГО и ЧС с тонким намеком, что эти сигналы могут оповещать население только с государственных вышек, и это наглое государственное дилетантство уже просто раздражает. У сигналов ГО и ЧС есть только один основной параметр – это максимальный охват населения, и совершенно не имеет значения, с какой именно вышки он распространяется. Стоит, кстати, заметить, что с государственных вышек РТРС сегодня зачастую этот сигнал не самый лучший и доступный для населения.
В настоящее время я готовлю документы в Конституционный суд РФ и очень надеюсь, что в указ президента РФ № 637 от 12 мая 2011 года будут внесены разумные коррективы.
Не могу не затронуть тему «народных цифровых приставок» для приема цифровых телеканалов, выпускаемых в Калининграде. Все цивилизованные страны выпускают телевизоры для своих цифровых стандартов. Сегодня цифровой модуль имеет размер кредитной карты, завтра будет умещаться в спичечную головку, а мы до сих пор пытаемся вставить плазменную панель в старинный телевизор КВН. На мое письмо по поводу необходимости строительства телевизионных заводов в России один из заместителей главы Министерства связи и коммуникаций сообщил, что есть в стране заводы разной формы собственности и делают они цифровые телевизоры. Связался я с руководством всех этих заводов, и выяснилось, что некоторые из них уже не работают, а те, которые работают, не выпускают телевизоры для нашего цифрового стандарта. Более того, они рады бы, конечно, выпускать их, но до сих пор Министерство связи и коммуникаций не может дать им техническое задание на стандарт DVB-T2, и, кроме того, ведомство до сих пор не определилось с кодировкой сигнала. Но и на этом не заканчиваются проблемы нашего цифрового телевидения. Врезка регионального сигнала по сей день находится в стадии эксперимента, и непонятно окончательно, как будут врезаться реклама и региональные новости ВГТРК, а также программы других телекомпаний в общероссийский сигнал. А ведь решение по смене цифрового формата было принято не спонтанно, а на правительственной комиссии 22 сентября 2011 года – решение № 3. Странно, что решение было принято на уровне эксперимента. Но с отчетностью все хорошо. На конференциях Национальной ассоциации телерадиовещателей нам сообщается о километрах кабеля, количестве построенных телевышек и тоннах металла, потраченных на их строительство, и ни слова о качестве и реальных результатах проделанной работы. Воистину компетентного специалиста интересует результат, а некомпетентного – отчет. Все это напоминает времена СССР и этим вызывает тихую грусть. Создается впечатление, что титул чиновника, как титул князя, передается по наследству, а обычаи и традиции тщательно сохраняются.
Еще две серьезные государственные комиссии думают об Общественном телевидении, мне очень хотелось поучаствовать - не допустили.
Одна из комиссий рассматривает медиахолдинг «Звезда» как базу для Общественного телевидения. Как офицер, как гражданин РФ и как специалист в телевидении, советую этого не делать. «Звезде» просто надо сменить концепцию канала и сделать его военным и для военных. Когда серьезным медиахолдингом руководят не профессионалы и даже не медийщики, он, естественно, становится серым и непонятным. Россия – большая страна с мощными вооруженными силами и многочисленным личным составом, действующим и в запасе. Кроме того, есть родители военнослужащих и призывников, которым необходимо знать, как и где служат их дети. Для них необходимо это телевидение. Оно обязательно должно быть интерактивным, с ток-шоу, в котором могут участвовать и сами военнослужащие, и их родители. Надо снимать сериалы об армии, о жизни солдат и офицеров. В армии РФ сейчас происходят серьезные перемены, и об этом тоже надо говорить и показывать гражданам России.
А Общественное телевидение надо делать на базе региональных негосударственных компаний, которые сейчас все больше и больше уходят в Интернет и которым как раз сейчас необходима серьезная поддержка. И сделать такое телевидение совсем не сложно. Необходимо произвести расчет ТВ-частот специально для Общественного телевидения по всей стране, в том числе в Москве и Питере. В Министерстве обороны, думаю, есть еще ресурс неиспользованных и уже ненужных для обороны радиочастот. На конкурсной основе можно выдать их региональным телекомпаниям. Концепция у Общественного телевидения может быть фактически типичная, как у ВТРК, 5-го канала, ТВ Центра или других подобных телекомпаний, это не принципиально. Важно, чтобы вещателями были негосударственные и неведомственные региональные телекомпании, входящие в холдинги различных крупных негосударственных структур. Тогда получится прекрасное, настоящее Общественное телевидение, а в совет директоров или в правление могут войти наиболее яркие и талантливые представители из региональных компаний и крупные общественные деятели. Вероятно, для экономии средств было бы резонно на период создания и развития объединить медиахолдинг «Звезда» и Общественное телевидение в один общественно-патриотический медиахолдинг, который возьмет под свой контроль новое министерство телевидения.
Владимир Путин на встрече с руководителями и редакторами российских СМИ сказал замечательную фразу: «Для меня не важен сам факт работы во власти, для меня важна возможность решать проблемы, которые стоят перед страной». Вот и я написал эту статью-обращение, чтобы получить возможность решать проблемы, которые стоят перед страной, в той части, где я уверенно могу это сделать!
P.S. Это не крик души и не попытка успеть на «последнюю электричку», у меня все хорошо с бизнесом, работой, семьей, и вообще я счастливый человек. Это просто мой профессиональный долг и гражданская позиция.