На сочинских олимпийских трассах начались первые тестовые соревнования. Событие знаковое для всех, кто следит за тем, как идет подготовка к XXII зимней Олимпиаде. Именно эти мероприятия призваны продемонстрировать степень готовности новых спортивных сооружений к Играм. Вопрос отнюдь не праздный, ведь до начала Игр осталось всего два года, что по олимпийским меркам немного.
Вслед за горнолыжниками на склоны Красной Поляны вышли прыгуны с трамплина: 18 февраля там стартовал Кубок России по этой дисциплине. Соревнования начались с торжественного открытия большого олимпийского трамплина К-125, построенного Сбербанком России. Глава Сбербанка Герман Греф оценил новое детище как один из лучших трамплинов в мире. «Раньше непревзойденным считался ванкуверский трамплин, но наш более технологичный, чем он, а значит, и более комфортабельный для спортсменов», – рассказал он.
Участвующие в соревнованиях спортсмены тоже отметили удобство трамплина. «Трамплин понравился, все идеально, можно прыгать», – поделился ощущениями первым опробовавший его прыгун из Нижнего Новгорода Дмитрий Спорынин. Его результат на открытии трамплина – 103 метра. Но уже второй прыжок на К-125, сделанный также нижегородцем Алексеем Буйволовым, вполне олимпийский – 125 метров.
Глава Оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко высоко оценил успехи прыгунов на К-125 и выразил уверенность, что и женщины-прыгуньи, которым в 2014 году впервые в истории Олимпиад примут участие в Играх, покажут на «Русских горках» свои наилучшие результаты. По оценке вице-президента Федерации прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России Владимира Славского, К-125 помогает спортсменам раскрывать их таланты. «Вообще комплекс уникален, – рассказал он. – Он практически неуязвим для ветра, трамплины имеют комфортную траекторию и современное керамическое покрытие, на которое намораживается лед». То, что комплекс полностью соответствует новейшим мировым стандартам, признали и в Международной федерации лыжного спорта (FIS): большой олимпийский трамплин стал первым сертифицированным этой организацией трамплином в России. Технический делегат FIS по прыжкам на лыжах и лыжному двоеборью Николай Петров даже назвал открытие «Русских горок» историческим событием для российского спорта.
Оргкомитет «Сочи-2014» радости не скрывает. «Уже сейчас у нас есть полностью готовый к соревнованиям самый современный трамплин, на котором и до, и после Олимпиады могут тренироваться наши спортсмены, – заявил Дмитрий Чернышенко. – Это жемчужина горного кластера, и спасибо всем, кто принимает участие в его возведении: строителям и инвесторам». Теперь на очереди открытие малого олимпийского трамплина К-95. Кроме того, в комплекс «Русские горки» войдут трибуны на 15 тыс. мест, канатная дорога, судейская вышка, офисное здание и многоуровневая парковка. Общая стоимость проекта – 4 млрд. руб., половину из которых Сбербанк уже вложил в большой олимпийский трамплин. Полностью сдать в эксплуатацию комплекс обещают в декабре этого года. Судя по тому, что первая очередь сдана в эксплуатацию без опоздания и даже немного раньше, в заявленные сроки уложатся.
«Работа по строительству большого трамплина была сложной», – признался Герман Греф. Известно, что стройка велась круглосуточно в сложных геологических условиях. В определенный момент проявилась рыхлость скальных пород, и потребовалось дополнительно укреплять площадку под трамплином. «Строители справились со своей задачей в поистине героические сроки, несмотря на то что есть срывы в сроках введения многих других объектов инфраструктуры», – оценил качество проведенной работы член Совета Федерации РФ от Краснодарского края, вице-президент Олимпийского комитета России Ахмед Билалов.
Сбербанк России в данном случае действительно показал пример оперативности другим участникам олимпийского строительства, ведь от графика отстают 76 объектов. Да и на некоторых отстроенных из них сохраняются недоделки – как, например, в случае с комплексом для лыжных гонок и биатлона «Лаура», строящемся «Интерросом». По срокам больше всего вопросов вызывает санно-бобслейная трасса. Ее строитель, омское научно-производственное объединение «Мостовик», должен был сдать трассу в эксплуатацию в декабре прошлого года, но перенес сдачу на март. Много сложностей и с крупными инфраструктурными проектами. Например, за год неоднократно поменялся исполнитель проекта «Кудепстинская ТЭС». А строительство разрушенного штормом Сочинского морского порта вообще зашло в тупик.
Обычно срыв графика введения объектов в эксплуатацию строители объясняют сложностью работ. И действительно, легких строек сейчас в Сочи просто нет. Санно-бобслейная трасса, например, возводится в таких же сложных условиях, как и трамплины. Получается, что такой важный фактор для успеха Олимпиады, как соблюдение сроков строительства, зависит не только от природных условий, но и от совместных усилий инвесторов и строителей. Пока они мобилизуют силы, оргкомитет Игр ломает голову, как ускорить строительство. Впрочем, в седьмой раз проинспектировавший Сочи на прошлой неделе Международный олимпийский комитет считает, что причин для сильного беспокойства нет. Эксперты уверены, что за два самых трудных года, оставшихся до Игр, все, что запланировано, точно построят.