Накаляются предвыборные страсти в Щелковском районе Подмосковья. Мало того, что сами кандидаты на пост районного главы пикируются на повышенных тонах, так еще и члены местной избирательной комиссии выясняют отношения друг с другом и вышестоящими инстанциями. Поводом для конфликта вокруг Щелковской ТИК стало решение регионального избиркома об отстранении от должности председателя комиссии Александра Леонтьева за нарушения, допущенные в организации выборного процесса.
В последнее время руководителей избиркомов смещают довольно часто – есть за что. Но почему-то ситуация вокруг именно Щелковской ТИК сегодня активно муссируется в информационном поле. Одна из достаточно уважаемых федеральных газет посвятила этому целый сериал: сначала опубликовала открытое письмо экс-председателя Леонтьева президенту России, а затем – аналогичное обращение семи из двенадцати членов ТИК в защиту своего бывшего начальника. Обе публикации сопровождались пространными размышлениями о том, как часто у нас страдают за правду и принципиальность.
Можно лишь догадываться, почему солидная газета вдруг так заинтересовалась судьбой руководителя одного из нескольких тысяч российских избиркомов. Не будем ставить под сомнение бескорыстность коллег, а просто попробуем взглянуть на ситуацию беспристрастно.
Сегодня в Щелковском районе идет открытый конфликт между действующим главой Александром Ганяевым и представителями одной из местных элит, которые хотели бы видеть в кресле главы своего ставленника, директора по развитию местной строительной компании Александра Соседкина. В последние месяцы одна из местных частных газет буквально подвергла Ганяева массированному обстрелу, не стесняясь в выражениях (администрацию газетчики называют не иначе как «ганяевским кублом»). В то же время журналисты усиленно расхваливают кандидата Соседкина, что ни день открывая в нем новые таланты. Однако за все время этой информационной атаки Леонтьев, как руководитель ТИК, ни разу не вынес даже предупреждения газетчикам. Уже один этот факт заслуживал повышенного внимания областного избиркома.
Впрочем, нареканий в адрес Леонтьева скопилось немало. Щелковский район наряду с Королевским и Серпуховским настолько прославился массой предвыборных нарушений, что одно время всерьез рассматривался вопрос об отмене результатов голосования в этих районах. Массовые нарушения отмечали даже наблюдатели от ОБСЕ, СНГ и Бюро по правам человека.
По результатам декабрьских выборов в Щелковском районе депутат Московской областной Думы Юрий Тебин подал жалобы в ТИК и прокуратуру. Он отмечал, что были участки, где проголосовавших за одну из партий граждан, готовых подтверить свое голосование, было больше, чем число голосов за эту партию в протоколах. Это означает, что бюллетени были заменены в процессе подсчета или ранее. Помимо этого, в Щелковском районе был выявлен полный набор «запрещенных приемов»: массовые заходы людей на участки (до 120 человек одновременно), отказ в доступе наблюдателей на участки (даже от «Единой России»), запреты участковых комиссий на проведение экзит-полов, скрытая и прямая агитация в дни тишины и голосования.
Декабрьские уроки члены Щелковской ТИК и сам Александр Леонтьев выучили плохо. Венцом их деятельности стал отказ в регистрации на пост главы района нынешнему его руководителю Александру Ганяеву и председателю районного комитета по вопросам образования Надежде Суровцевой, которые якобы на три дня опоздали со сдачей необходимых документов.
Разумеется, Ганяев и Суровцева подали жалобы в облизбирком. Разбираться в ситуации приехал сам председатель ОИК Ирек Вильданов, который подтвердил, что все было сделано в рамках закона. Как потом отмечалось в решении областной комиссии, «кандидат на должность главы Щелковского мунциипального района Ганяев А.М. не может нести ответственность за утрату документа, подтверждающего принятие территориальной избирательной комиссией Щелковского района документов, необходимых для уведомления и регистрации кандидата». Аналогичная формулировка содержалась и в решении по жалобе Суровцевой.
Оказывается, в недрах ТИК, возглавляемой тогда Леонтьевым, исчезли данные, подтверждающие своевременный прием документов от Ганяева и Суровцевой. В отношении главного оппонента Ганяева Александра Соседкина и прочих кандидатов ТИК такой ошибки почему-то не допустила. Такой вот «избирательный склероз».
Всего этого более чем достаточно для отстранения председателя ТИК. Но Леонтьев счел решение вышестоящей комиссии «наказанием за принципиальность». А в ангажированности обвинил┘ областной избирком и Ирека Вильданова, которые якобы оказывают давление на принципиальных членов ТИК, дабы «продавить» участие в выборах кандидатов от действующей власти.
Сегодня в районе открыто говорят о том, что Леонтьеву была поставлена задача не допустить Ганяева к выборам. Ставили ее, без сомнения, те же люди, которые развязали против него информационную войну.
Ситуация в Щелковском районе явно выходит из-под контроля. Замены председателя ТИК уже недостаточно для того, чтобы вернуть предвыборные перипетии в рамки закона. События требуют вмешательства губернатора и прокуратуры, иначе под угрозой срыва окажутся выборы не только главы района, но и президента. Если «избирательный склероз» будет продолжаться, район столкнется с куда более серьезными последствиями, чем отстранение от должности одного человека.