Станцию «Вокзальная» давно уже сровняли с землей.
Фото из архива автора
Красноярская власть готова в очередной раз реанимировать проект строительства метро на берегах Енисея. Губернатор края Лев Кузнецов дал поручение чиновникам правительства провести ревизию проектно-сметной документации проекта строительства красноярского метрополитена, по итогам которой будет принято решение о его будущем.
Строить метро в Красноярске начали еще в 1995 году, однако довольно быстро энтузиазм у властей иссяк. Уже в начале 2000-х годов строительство было фактически заморожено из-за отсутствия необходимого финансирования. Весной прошлого года было принято решение о консервации станций первой линии городского метрополитена (см. «НГ» от 08.04.11).
Но в этом году ситуация, похоже, может повернуться в другую сторону. Красноярск стал претендентом от России на проведение в 2019 году Всемирной универсиады. Это дает повод региональной власти надеяться на серьезные финансовые дотации для создания на берегах Енисея современной транспортной инфраструктуры, которая немыслима для миллионного города без метро. В январе делегация Красноярского края во главе с главой региона побывала в Казани, где изучала опыт подготовки Татарстана к проведению Всемирных студенческих игр. Именно после этого визита Лев Кузнецов принял решение вернуться к проекту строительства красноярского метро.
«Губернатор никогда не заявлял, что этот проект для Красноярска закрыт и к нему не будет возврата. Он поручил министру строительства и архитектуры края проанализировать существующую проектную документацию, потому что проект метрополитена старый, делался уже давно и город с тех пор существенно изменился, – заявил пресс-секретарь губернатора Михаил Развожаев. – Было дано поручение актуализировать проект метро с учетом строительства четвертого автодорожного моста через Енисей и других новых транспортных развязок, сделать соответствующие выводы и сформировать предложение губернатору, чтобы впоследствии рассмотреть возможность разработки нового проекта».
В Красноярске многие не верят, что очередной возврат к теме метро принесет какие-то плоды, однако даже завзятые оппозиционеры надеются, что в краевом центре подземным транспортом воспользуются уже нынешние поколения. «Транспортная ситуация в краевом центре аховая. Метро для нас – это не роскошь, а средство передвижения. Красноярск задыхается от пробок. В конце концов, мы восемь месяцев в году живем при минусовой температуре. Пока с окраины на общественном транспорте в центр доедешь, все отморозить можно, – заявил «НГ» депутат Заксобрания Олег Пащенко. – Поэтому, несмотря на весь скепсис в отношении подобных заявлений, хочется верить, что в нашем городе метро появится не в отдаленном будущем. Владимир Путин и Сергей Шойгу говорят о стратегии развития Сибири. Пора от слов переходить к делу, развивая восток России с помощью таких крупных инфраструктурных проектов».
По мнению наблюдателей, судьба красноярского метрополитена сегодня полностью зависит от позиции федерального Центра. «Хотя есть соблазн объяснить возврат Кузнецова к этой теме предвыборной ситуацией, но, возможно, он просто исправляет ошибки своего предшественника Александра Хлопонина, при котором подземка стала для власти неактуальным проектом, – полагает политолог Сергей Комарицын. – Строительство подземки финансируется из трех источников – городского, краевого и федерального бюджетов. Муниципалитет свои обязательства в 2000-е годы выполнял, однако край денег не выделял, и Федерация соответственно тоже, потому что не видела заинтересованности региона в этом проекте. Сейчас шансы на возобновление строительства метро не слишком велики, поскольку все зависит от федерального Центра. Край такой проект в одиночку не потянет. По слухам, вроде бы Путин признал, что Красноярску метро нужно. Так что, возможно, это не только предвыборный пиар».
Красноярск