Руководство Кабардино-Балкарии поддерживает обращение сирийских черкесов к руководству страны с просьбой помочь в их репатриации на историческую родину. Обращение 112 граждан Сирии черкесского происхождения одобрил глава КБР Арсен Каноков. Репатриация может изменить ситуацию в мировом черкесском движении, инициатива в развитии которого перейдет к главам российских регионов.
Обращение сирийских черкесов к Дмитрию Медведеву появилось еще в конце 2011 года. Ухудшающаяся обстановка в Сирии отразилась и на черкесской диаспоре этой страны. Первые черкесы в Сирии, как утверждают историки, оказались еще в XVII–XVIII веках и поток миграции усилился в 1860–1880-е годы.
На заседании Международной черкесской ассоциации (МЧА) в Нальчике 14 января было решено просить руководство РФ о помощи в репатриации черкесов Сирии. Поддержав это обращение, Арсен Каноков заявил, что не раз встречался с представителями черкесских диаспор и не сомневается в их пророссийских настроениях.
Об установлении связей с черкесской диаспорой, возвращении ее представителей на родину в Адыгею, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию заговорили еще в начале 90-х. Но эти проекты остались нереализованными, если не считать репатриации черкесов из Косово в Адыгею в 1999 году. Во второй половине 2000-х разговоры о черкесской диаспоре шли в другом ключе. Решение о проведении в Сочи Олимпийских игр активизировало черкесские организации антироссийского толка, противостоявшие проведению Олимпиады. Их активно поддерживали Грузия (там в 2009–2010 годах прошло несколько конференций с участием представителей диаспоры) и США в лице Джеймстаунского фонда, поддержавшего эти мероприятия.
Инициатива руководства КБР, поддержавшего обращение сирийских черкесов, выглядит попыткой перехватить у оппонентов России инициативу в «черкесском вопросе». Как отметил заместитель председателя МЧА Мухамед Хафицэ, репатриация обратившихся к Медведеву черкесов повлияет не только на судьбу этой небольшой группы. Она может ознаменовать важную смену вех в черкесской теме.
До заявления Канокова в КБР не раз делались попытки сформировать новую повестку дня черкесского движения, предложив ему задачи, не связанные с протестами против Олимпиады. В сентябре группа черкесских общественников из КБР выступила с меморандумом, призывая соплеменников бороться за включение в программу Олимпийских игр «черкесского этнокультурного компонента». Под этим они понимали создание в Сочи адыгской этнографической деревни, наименование ряда олимпийских объектов черкесскими этнонимами, отражение национальных мотивов в олимпийской символике.