Эдхам Акбулатов задержится на должности исполняющего обязанности мэра Красноярска.
Фото ИТАР-ТАСС
Дата выборов мэра Красноярска будет назначена, по данным «НГ», в феврале на сессии горсовета. В декабре не исключалось, что выборы красноярского градоначальника будут совмещены с президентскими, однако сегодня уже на 99% ясно, что они состоятся в лучшем случае только 10 июня.
Пост градоначальника оказался вакантным после ухода в Госдуму Петра Пимашкова, руководившего администраций Красноярска 15 лет. Дата новых выборов мэра до сих пор не определена. Затягивание избирательной кампании дало основания оппозиции заподозрить краевые власти в планах изменения системы выборов главы города. В Красноярске впервые о возможности отмены прямых выборов главы заговорили еще в 2007 году, однако тогда Петр Пимашков и верные ему депутаты не дали развить эту идею, авторами которой считали некоторых влиятельных фигур из окружения тогдашнего губернатора края Александра Хлопонина. Кстати, уже после отставки Пимашков в своей прощальной речи назвал одним из главных своих достижений за время работы мэром как раз сохранение в городе прямых выборов главы. Альтернативы Пимашкову, способной выиграть выборы градоначальника, ни в городской среде, ни среди команды губернатора Льва Кузнецова пока не нашлось.
«В политическом раскладе перед выборами мэра можно выделить три группы, которые преследуют в этой кампании разные цели, – говорит директор Центра стратегического прогнозирования и программ развития Красноярского государственного педагогического университета Юрий Москвич. – Во-первых, это краевая власть, кандидатом которой является Эдхам Акбулатов. Во-вторых, окружение бывшего мэра Петра Пимашкова, которое мечтает сохранить статус-кво в Красноярске. Третий игрок – собственно избиратели, которые хотят, чтобы в столицу края вернулись настоящая политика и конкуренция. Первые две группы, конечно, хотели бы избежать рисков, связанных с непредсказуемым поведением электората. Они с удовольствием внесли бы изменения в городской устав, которые позволили бы выбирать предсказуемого градоначальника из числа депутатов, однако в условиях роста протестных настроений это может стать слишком опасной игрой, чреватой печальными последствиями для местных элит».
Внести изменения в устав можно с согласия двух третей депутатов горсовета, а также после проведения публичных слушаний по этому вопросу. Такое развитие событий не выглядит невероятным. В последние годы в регионе большинство муниципальных образований внесли изменения в свои уставы, позволившие краевой власти и местным номенклатурным кланам без участия населения решать вопрос о главах городов и районов. Изредка система давала сбой – в 2010 году в Канском районе пришлось распускать райсовет, депутаты которого не смогли найти компромисс в вопросе о руководителе территории (см. «НГ» от 12.11.10). В некоторых городах края, например Минусинске, в последнее время даже стали появляться общественные движения, которые выступают за возвращение прямых выборов мэра города.
Оставшиеся в муниципальной власти соратники экс-мэра уже публично заявили, что они против изменения устава города. «Я считаю, что это одна из форм народной демократии, и она должна реально существовать, потому что каждый избиратель должен сам чувствовать свое конституционное право по избранию органов городского самоуправления, – считает председатель горсовета Красноярска Владимир Чащин. – Если это право у избирателей отнять, то у них пропадет интерес к власти, и они будут к ней относиться критически, не будут ей доверять. А с избранного населением главы города можно будет спросить, он будет ответственным перед населением».
Красноярск