За подъемом «Булгарии» следила вся страна.
Фото РИА Новости
Уходящий год, к несчастью, был богат на крупные ЧП, в которых гибли люди. Четыре громкие трагедии, унесшие жизни около 300 человек, связаны с транспортом. В аэропорту «Домодедово» подорвался террорист-смертник, в Татарстане затонул пароход «Булгария» со всеми пассажирами, в Ярославле разбился самолет с хоккеистами «Локомотива», а в Охотском море перевернулась плавучая буровая «Кольская».
Теракт в «Домодедово» произошел 24 января в зоне прилета международных рейсов. Бомбу мощностью в 5 килограммов в тротиловом эквиваленте, начиненную поражающими элементами, в толпе встречающих привел в действие смертник. В результате мощного взрыва погибли 37 человек, более 100 пострадали. Исполнителем теракта, по версии следствия, был житель ингушского села Али-Юрт Магомед Евлоев. Во время следствия много вопросов возникло к чиновникам, ответственным за безопасность на транспортных узлах. Президент Дмитрий Медведев уволил начальника управления транспортной безопасности МВД в ЦФО Андрея Алексеева, лишились постов начальник ЛОВД в «Домодедово» и два его заместителя. В сентябре силовики отчитались, что большинство организаторов теракта уничтожены.
Гибель двухпалубного круизного теплохода «Булгария» – крупнейшее ЧП 2011 года. Судно затонуло 10 июля в Камско-Устьинском районе Татарстана, в 2,5 километра от берега. Спустя два часа после выхода из порта Болгар теплоход, на борту которого находились 205 человек (гораздо больше, чем положено), пошел ко дну. При крушении погибли 122 человека, среди которых почти 30 детей. Комиссия Ространснадзора установила, что «Булгария» утонула из-за низкой профессиональной квалификации членов экипажа, а также игнорирования владельцами и капитаном мер безопасности эксплуатации судна.
Шокирующая катастрофа произошла 7 сентября – при взлете из ярославского аэропорта «Туношна» упал Як-42. В аварии погибли 44 из 45 находившихся на борту человек. В их числе 37 хоккеистов ярославского клуба «Локомотив». Максимальная высота, которую удалось набрать самолету, составила всего 5–6 метров. При взлете Як-42 столкнулся с антенной радиомаяка, повредил левое крыло – из-за этого возник сильный левый крен, а затем и полное разрушение конструкции самолета.
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) выяснил, что причиной катастрофы самолета стали ошибки экипажа: пилоты во время разгона перед взлетом почему-то нажали тормозные педали.
Завершила череду крупных катастроф гибель плавучей буровой платформы «Кольская», которая 18 декабря перевернулась в Охотском море, в 200 километрах от Сахалина. Буровую, на которой находились 67 человек, буксировали с Камчатки, однако жестокий шторм потопил судно. Спасти удалось только 14 человек, в основном это были моряки, которые находились на палубе. Как и в случае с «Булгарией», возможной причиной таких значительных человеческих жертв называют грубейшие нарушения правил безопасности эксплуатации судна.
При обсуждении всех этих ЧП упоминалось имя министра транспорта РФ Игоря Левитина. После взрыва в «Домодедово» он уволил четырех подчиненных. За гибель «Булгарии» и Як-42 Левитину пришлось отчитываться во время доклада 20 сентября перед депутатами Госдумы. Все три оппозиционные фракции в парламенте тогда высказывались за отставку министра. Но «Единая Россия» защитила министра, и, очевидно, до марта он останется на своем посту.