Губернатору Александру Мишарину пришлось лично успокаивать сагринцев.
Фото ИТАР-ТАСС
Стычка в маленьком дачном поселке Сагра под Екатеринбургом сначала изменила жизнь Свердловской области, а затем вернула в федеральную политику Евгения Ройзмана. Власти старались избежать ассоциации уральских событий со скандальным ЧП в Кондопоге, однако перестрелка в Сагре все равно стала значительным медийным поводом лета 2011 года.
Сопровождаемая стрельбой драка в Сагре имела внушительную предысторию. За несколько лет до инцидента в поселок приехал Сергей-цыган, которого пожалели и помогли подняться. Цыган жил на окраине, стал достаточно состоятелен, нанимал рабочих. Конфликты возникали, когда они воровали в соседских огородах и амбарах. «Я приехал на дачу, а там выбиты окна, вытащены электроинструмент, холодильник, унесли сковородки, еду», – вспоминал житель поселка Сергей Зубарев.
Вместе с друзьями он ходил в дом к Сергею-цыгану на разговор, но его не встретил – передал претензии через родственников. Сам сосед появился на следующий день и предупредил старших через местных пацанов – будут разборки: 1 июля надо быть дома – в 16 часов приедут защитники цыгана. Уральцы утверждают, что звонили своему участковому, но он не брал трубку. В 23 часа к поселку подъехали полтора десятка машин и «Газель».
Встречали чужих всем поселком. Спланированной защитой эту акцию назвать сложно: кто-то бежал с вилами, кто-то бросал в захватчиков шишки и кричал «граната», женщины мутузили водителя «Газели» руками. Оружие было у единиц, но и его хватило – в перестрелке погиб гражданин Грузии Фаиг Мусаев. Никто из местных не стал заявлять о ЧП силовикам, которые в этот день официально переименовались в полицейских. Полиция обвинила в пьяной драке и убийстве Мусаева жителей Сагры. Начальник областного управления МВД Михаил Бородин докладывал губернатору Александру Мишарину, что за полтора года из поселка не было ни одной жалобы и серьезным ЧП случившееся не является. К тому моменту уже был задержан один из жителей поселка, которому готовились предъявить обвинения. Прокурор области Юрий Пономарев не протестовал: у него нашелся свидетель, обвинявший сельчан в воровстве леса.
Местные своего не сдали: пошли к журналистам, к президенту «Города без наркотиков» Евгению Ройзману, рассказывая о своей версии случившегося – о столкновении тех, кто давно живет на этом месте, и приезжих, навязывающих свои новые правила проживания. В такой трактовке история выходила резонансной, ее комментировал спикер Госдумы Борис Грызлов, и.о. председателя Совета Федерации Александр Торшин. События в Сагре стали сюжетом новостей и поводом для возбуждения уголовных дел уже Следственным комитетом РФ, чей руководитель Александр Бастрыкин с уральским губернатором выезжали в Сагру.
Потом оказалось, что Сергей-цыган – давно разыскиваемый Вячеслав Лебедев, свидетель прокуратуры – его сестра, а убитый гражданин Грузии, как и его выжившие соратники, – нанятые в Екатеринбурге боевики. Руководство отделения полиции в Верхней Пышме, в чьей юрисдикции находится Сагра, поменяли, для благоустройства поселка на железнодорожной станции сделали ремонт, Михаилу Бородину для поднятия настроения присвоили новое звание – генерал-лейтенанта, а прокурор Юрий Пономарев стал заместителем генпрокурора.
Высокая цитируемость истории с Сагрой вернула Евгения Ройзмана (депутата Госдумы IV созыва) в федеральную информационную повестку и позволила монетизировать эту известность в предложение о сотрудничестве с «Правым делом» Михаила Прохорова. Расследование же самой перестрелки было завершено в середине декабря – 23 участникам массовой драки были предъявлены обвинения в бандитизме, организации массовых беспорядов, угрозе убийством.